
Масштабное мероприятие! Почти 5 тысяч выборов разного уровня в 80 регионах страны, где предстояло избрать 26 глав, губернаторов и мэров, 7 депутатов Госдумы, депутатов региональных парламентов и городских дум, а еще несколько тысяч муниципальных депутатов и глав... Можно было бы подумать, что при такой массовой замене «слуг народа» в стране грядут большие перемены. Выборы, слава богу, прошли, а с переменами все куда сложнее.
Официальные итоги кампании подведены по горячим следам. «Выборы носили конкурентный характер, были честными и чистыми» — таков вывод Центризбиркома. «Единая Россия» подтвердила свой статус основной политической силы в стране«, — уверены ее функционеры, демонстрировавшие оптимизм после волны критики, накрывшей летом единороссов с головой в связи с пенсионной реформой. Насчет головы — это не образ, а данность. Исчезнувший с арены на продолжительное время глава правительства и «ЕР» Дмитрий Медведев тоже вынырнул из политического небытия и постарался убедить зрителей: все не так уж плохо, все идет по плану...
«Так и надо, конкуренция, живая политика только на пользу развитию и оздоровлению страны!» — заявила глава Центризбиркома Элла Памфилова. Золотые слова! Но как раз именно живой политики и реальной, а не придуманной нанятыми политтехнологами конкуренции катастрофически не хватает и стране, и электорату. Конечно, за факт такой конкуренции можно было бы выдать некоторый конфуз представителей действующей власти: четверо врио губернатора не смогли победить в первом круге и теперь вынуждены идти на второй тур. Но рискну утверждать: в каждом таком случае голосующими людьми двигал не выбор, не поиск альтернативы, а раздражение отсутствием выбора и желание поступить власти назло.
Именно этим можно объяснить и скромную явку в Москве на выборах столичного мэра. Официальные цифры вроде бы пристойные: более 30% избирателей проголосовали, из них более 70% отдали голоса за действующего градоначальника Сергея Собянина. Тем более, москвичам тут же стали рассказывать, что в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе на выборах мэра желающих голосовать еще меньше, так что по сравнению с Америкой у нас просто праздник демократии и массового волеизъявления. Но те горожане, кто все-таки дошел до урн в воскресный день, описывают и демонстрируют на фото в соцсетях совсем другую картину: тишину и безлюдье на избирательных участках.
А если учесть беспрецедентных масштабов кампанию с призывами голосовать, развернувшуюся в столичном регионе задолго до 9 сентября, то можно сделать вывод: большая часть электората и на этот раз проголосовала ногами. А ведь их звали исполнить гражданский долг лучшие представители общественности: космонавты и артисты, футболисты и ветераны, и сама Алла Борисовна Пугачева, известная своей политической принципиальностью, замолвила словцо... Кажется, никогда еще так горячо и убедительно не взывали к электоральной душе, но она, эта душа, черствеет все больше с каждым Днем голосования. Почему? Хорошо живем, не нуждаемся в переменах, нечего сказать кандидату? Конечно, нет. И сказать надо очень многое. Но кому и где говорить?
Особенностью всех выборов в России в последние десятилетия стало отсутствие диалога и замена его на сплошные монологи. Дебаты — удел аутсайдеров, серьезным людям в них участвовать не пристало. По количеству сказанного на душу населения кандидаты от партии власти (остальным отводится роль массовки) впереди планеты всей. С телеэкранов, в метро и на улицах тебе рассказывают о новых развязках и станциях метро, о миллионах квадратных метров жилья и инновационных центрах. Но простой вопрос про «точечную застройку» во дворе твоего дома или адскую очередь в поликлинике повисает в воздухе.
Подмосковный губернатор Воробьев ухитрился так провести свою предвыборную кампанию, что острейшие проблемы региона вроде мусорных свалок или тотальной застройки окружающих Москву земель остались на обочине победных рапортов об успехах. Именно этим потчуют людей. И вы хотите, чтобы они устремились к избирательным урнам? Желающих все меньше, а те, кто все-таки приходит на участки, потом чувствуют себя обманутыми.
Впервые в Единый день голосования в новой России не только голосовали, но и митинговали, шли протестовать против пенсионной реформы. И здесь тоже оказалось, что только монолога на острую тему, даже такого задушевного, с каким выступил недавно глава государства, явно недостаточно. У людей остается масса своих, жизненно важных вопросов, а задать их опять же некому. Диалог не предусмотрен. Вместо него с утра до вечера показывают пляшущих человечков преклонного возраста.
И в этих условиях объявлять всех несогласных наймитами, пляшущими под американскую дудку? И выставлять против молодых людей омоновцев с дубинками, которые они без всякой необходимости пускают в дело? Акции против повышения пенсионного возраста закончились многочисленными задержаниями и возбуждением уголовных дел. И мы хотим, чтобы завтра эти граждане, крещенные дубинками, шли исполнить долг к урнам? Наивное предположение.
И еще новость: получивший три месяца назад гражданство России американский боец смешанных единоборств Джеффри Монсон стал депутатом городского парламента подмосковного Красногорска. Об этом РБК сообщили в пресс-службе красногорского отделения «Единой России», которое выдвинуло Монсона на выборы. Экс-американец намерен заниматься с ребятишками в спортивной школе, а также является бизнес-партнером владельца казино на Алтае. Боец не скрывает амбиций: он намерен идти дальше и получить место в Госдуме. А почему, собственно, нет? Не знает русского? Не знает России? Но кому это мешает проводить линию партии?
Что люди думают обо всем этом, можно почитать на форумах. Среди многочисленных высказываний трудно найти те, где обошлось без применения ненормативной лексики. А потому обойдемся без цитирования.