Начну с очевидности: в спорте сильный пол почти всегда одолеет пол слабый. Почти, но не всегда. Эта красивая, хрупкая на вид девушка не только на равных бьется с мужчинами в автогонках, на опасных трассах бездорожья, но и нередко их побеждает. Алина Миннахметова — победительница серии Can-Am X Race 2017. Корреспондент «Труда» поговорил с Алиной накануне очередного, уже третьего этапа Кубка России по ралли-рейдам в категории Т3, который пройдет в Карелии.
— В Карелии я еще не была. Трасса будет с острыми камнями, так что готовим жесткую резину. Нам заранее не сообщают подробностей, даже длину этапов. Обычно за два дня мы проезжаем 600-800 км, не считая «марафонских» четырехдневных гонок. Это будет третья для меня гонка в сезоне, после нее — еще столько же. Есть надежда, что в Карелии местность будет малолюдной.
— А что, может попасться грибник на дороге?
— Такое случается постоянно. Грибник или охотник — еще не самое худшее. Трудно угадать, из какой деревни и на каком транспорте выкатит на трассу «сюрприз». Кто-то специально выезжает на легковушке или тракторе — гонщиков посмотреть, себя показать. Бывало, бороны на дороге оставляли, машины ставили поперек дороги. В таких случаях мы надеемся только на реакцию. Ну и перестраховываться приходится: перед закрытыми поворотами и пригорками, за которыми видимость нулевая, стараюсь сбрасывать скорость. Азарт азартом, но я все-таки мама двух малышей и об этом стараюсь не забывать.
— А где самые агрессивные болельщики живут?
— Совсем недавно с такими около Тольятти столкнулись. Даже пришлось на два часа гонку остановить — они перегородили дорогу.
— Алина, когда вы впервые сели за руль?
— С 16 лет практиковалась на отцовской машине по проселочным дорогам. А когда в 18 получила права, водила уже уверенно. В 20 с небольшим, после рождения дочери впервые села за руль гоночного автомобиля. Муж Ирек, тоже автогонщик, предложил, а я не отказалась. Ирек и отправил меня на курсы экстремального вождения. И больше других видов мне понравились багги по бездорожью.
— А что родные? Неужто сразу смирились с таким увлечением?
— Нет, не сразу. Родители боялись за меня. Пытались отговаривать и они, и многие знакомые. Но оказалось, я азартная и по-спортивному злая. А главное, меня муж поддержал! И со штурманом Сергеем Скрипкой повезло: он много знает и умеет объяснить, при этом неконфликтный. По ходу гонки можем сгоряча друг на друга наорать, но после финиша зла никто не держит.
— Доводилось ли вам переживать тяжелые аварии?
— Месяц назад на всей скорости перевернулись через крышу три раза. Машину полностью пришлось заменить, а у меня шея побаливает после компрессионного повреждения. Наверное, было и сотрясение мозга. Но я вообще не люблю говорить о своих травмах. По больницам долго не лежала. Когда садишься за руль, ты должен быть готов ко всему. Даже когда просто ездишь по улице. А ралли на бездорожье, с высокими скоростями — особая песня.
— И как вы боретесь с чувством страха?
— А с ним не надо бороться, со страхом надо дружить и договариваться. Совсем бесстрашные и безбашенные в гонках долго не протянут. Важно только, чтобы страх тебя мобилизовал, а не ввел в ступор. Вот для этого и нужен опыт. Кстати, в обычной жизни я недолюбливаю женщин за рулем именно потому, что некоторые ничего не боятся на дороге и часто ведут себя абсолютно непредсказуемо...
А вообще-то мне помогла спортивная закалка. В школе я усердно занималась лыжными гонками, норматив мастера спорта дважды выполняла. И сейчас выступаю в марафонах — легкоатлетическом и лыжном, осваиваю сноуборд. Могу подтянуться на турнике не меньше многих моих соперников-мужчин. Все это не пустячные забавы. Благодаря марафонскому опыту к концу гонки устаю меньше. Мышечный корсет позволяет легче переносить перегрузки горизонтальные и вертикальные — особенно когда на скорости несешься по кочкам.
— В какой мере вы освоили ремонт автомобиля?
— Чем совершеннее становятся машины, тем сложнее водителю или пилоту их ремонтировать и готовить к стартам. Это все больше становится уделом узких специалистов. Я сама меняла ремень, вместе со штурманом — коробку передач. Могу проконтролировать работу форсунок, системы охлаждения и торможения, прокачать их, поменять колесо и провода. Шуруповертом, домкратом, ключами работаю, а металлорежущими инструментами — нет.
Алина и её верный штурман Сергей Скрипка
— Детей приобщаете к спорту?
— 11-летняя Салина и пятилетний Курбат плавают с раннего детства, сейчас дочка серьезно занялась еще и лыжными гонками. Когда мы с мужем оба в отъездах, за детьми присматривают бабушки-дедушки, а также няня, которую знаем уже много лет. Если дети сами захотят заниматься автогонками, я возражать не буду. Хотя тревога в моем сердце поселится точно.