Однако не станем завидовать телезвездам. Они вольны отдыхать, потому как завершили очередной нелегкий сезон. Судите сами: за три дня до его начала, в самом конце августа минувшего года, загорелась останкинская телебашня. Телевизионщики думали в эти дни не столько о подготовленных премьерах, сколько о том, чтобы как можно скорее восстановить вещание. Ведь поначалу, вспомните, специалисты в один голос предрекали несколько месяцев вынужденной паузы.
Сезон, пусть с опозданием и дефектами изображения на большинстве каналов, все же начался. Впрочем, никто не мог тогда предположить, что злоключения не ограничатся пожаром. В начале апреля грянуло другое серьезное событие: "Газпром-медиа" выиграл по праву тяжбу с НТВ - усилиями теперь уже бывшей команды этого канала она оказалась политизированной и весьма нервозной. А в итоге Киселев со товарищи поменяли адрес, начав вещать на ТВ-6. При этом многим профессионалам ТВ-6 пришлось покинуть родные пенаты, чтобы освободить место людям Гусинского, в одночасье ставшими людьми Березовского...
Тем не менее, возвращаясь к творческим итогам телевизионного сезона, замечу: он фактически состоял из двух - до апреля и после него. Коллизия в "телевизионном семействе" в чем-то дурно сказалось на творческих делах, а кое в чем, как ни странно это прозвучит, способствовала прогрессу.
До апреля у нас были три сильные информационные "команды": на ОРТ, РТР и НТВ. Теперь к ним прибавилось в известной мере и ТВ-6. Творческая конкуренция, и без того немалая, стала еще острее. Правда, сказать, что она привела к разнообразию моделей информации, нельзя. К сожалению, весь сезон разные каналы вещали так похоже, что не очень внимательный зритель мог частенько и не понять, какая "кнопка" у него нажата. Телерепортеры ездили в одни и те же "точки" и сообщали оттуда во многом сходное...
Правда, произошла смена лидера: теперь больше РТР диктовало моду. Подлинным открытием сезона стали, по-моему, Михаил Антонов и Евгений Ревенко в качестве ведущих вечерних "Вестей". На их фоне прежние звезды телеинформации на других каналах выглядели бледнее. Самые интересные публицистические передачи вышли в этом сезоне тоже на государственном канале.
А теперь отмечу главное разочарование сезона. Пожалуй, никогда прежде он не был столь бесплодным на новые жанры, программы, имена. Не могу припомнить ни одной яркой премьеры, которая бы претендовала на звание "телевизионного события". А из телеперсон, скорее, запомнились те, которые исчезли из эфира в этом году.
В марте ушел из жизни Владимир Ворошилов, что стало огромной потерей для всего нашего ТВ. А вот исчезновение из сетки вещания авторов "Акуны мататы", "В поисках утраченного", "Рублевой зоны" и других, все более редкое появление в эфире Леонида Филатова ("Чтобы помнили... "), Владимира Молчанова ("И дольше века... "), неудачные попытки вернуться в строй известных мастеров Александра Тихомирова ("Лицо кавказской национальности"), Станислава Кучера ("Несентиментальное путешествие") - все свидетельствует, пожалуй, об одном: о неблагополучии в нашем телевизионном доме.
Упадок авторского документального ТВ сопровождался, правда, буйным "расцветом" (если только можно охарактеризовать происходящее этим словом) отечественного милицейского телесериала. Бесконечное число наспех слепленных произведений, по-разному названных, но похожих друг на друга, повторяющих шаблоны американских полицейских серий, не делает чести нашему ТВ. Правда, сотни отечественных кинематографистов, прежде в течение последних десяти лет кризиса кинопроизводства сидевших без работы, стали вдруг нарасхват: теперь они "лудят" бесконечные милицейские серии. Можно, конечно, радоваться повышению их материального благополучия, но надо думать и о миллионах телезрителей, перекормленных в последнее время низкокачественной криминал-милицейской жвачкой.
Криминальная тема в минувшем сезоне потеснила даже "вечно первую" на экране "развлекаловку". Присутствующие прежде в каждой недельной телепрограмме отборочные передачи-концерты из цикла "Песня года", бесконечные фестивали, песенные праздники, юбилеи и чествования (по поводу и без повода) наших не слишком застенчивых поп-звезд, стали теперь если не редкостью, то, во всяком случае, скромной частью телерепертуара.
Минувший сезон оказался в итоге крайне скудным на жанры и формы. Он состоял фактически из "триады": информация, сериалы, реклама. Такого однообразия и аскетизма не знает, очевидно, даже расчетливое коммерческое телевидение американского образца. Там владельцы каналов, исходя из принципа "цена - качество", звучащего на ТВ как "цена - рейтинг", постепенно удаляют из эфира все, что оказывается недостаточно "рентабельным". Завершившийся сезон показывает, что и у нас стремительно вымывается из эфира все сколько-нибудь содержательное. Так, глядишь, мы скоро обгоним заокеанских изобретателей эффективной телевизионной модели.