Главная Культура Афиша 06:00 12 Мая 2012 29670
Мутная мистика войны
<p>По Карену Шахназарову победу над фашизмом одержали зомби</p>
Анжелика Заозерская

Режиссер Карен Шахназаров ко Дню Победы подарил зрителям мистическую картину «Белый тигр», которой, между прочим, открылся фестиваль военно-патриотического кино «Эшелоны памяти — эшелоны Победы». Почему режиссер решил «обелить» фашистский танк, а вместе с ним, вольно или невольно, и самих фашистов?

По замыслу, танк «Белый тигр» вроде бы и не существует, а представляет собой призрак, который появляется на поле сражений и в одиночку массово уничтожает наши танки. Но в фильме Шахназарова «Белый тигр» никак не похож на Летучего Голландца или какую-либо другую привычную фантастическую «движимость»: это настоящий железный танк с фашисткой свастикой. С ним конкурирует и сражается наш вполне реальный Т-34. Деревня Корниловка, где происходит решающее столкновение «Белого тигра» и Т-34, командиром которого назначен явившийся с того света танкист Иван Найденов (актер Алексей Вертков), — явный намек на Прохоровку, около которой 12 июля 1943 года произошло самое знаменитое в истории танковое сражение, беспрецедентное как по количеству машин (участвовало 1500 танков), так и по человеческим потерям — 7 тысяч красноармейцев и 4178 солдат Вермахта. В мае 1995 года на Прохоровском поле установлен мемориал «Звонница» с колокольным звоном каждые 20 минут в честь погибших танкистов. Есть воспоминания, что в пиковый час сражения над Прохоровским полем наши бойцы видели лик Богородицы и, возможно, благодаря помощи высшей силы смогли уничтожить цвет немецких танковых войск, тем самым, как утверждают историки, переломив ход Второй мировой войны. Но это скорее все же легенда, пусть возвышенная и красивая.

В фильме Шахназарова — своя мистика, и в ней мало христианского. У «живого трупа» Ивана Найденова после танковой битвы появляется связь с неким богом танкистов, который, по словам героя, находится на небе, у него наш танк Т-34 золотого цвета, и этот Бог наделил Ваню способностью разговаривать с танками, как с обычными, так и с неуловимо-непобедимым «Белым тигром». Иван настаивает на том, что «Белый тигр» существует и что он тоже из мира мертвых, в нем нет живых, управляющих им людей. А то, что Найденов сам засланец с того света, доказывается его ответом на предложение командира «разыскать свою семью, дом». «Мертвым ни к чему быть там, где живые» — вот слова Ивана. Теперь у Найденова свой бог и своя война — с дьяволом, и эта война, судя по событиям в этом фильме, имеет только начало, но не имеет конца. В дьявола война заставила поверить и маршала Жукова (Валерий Гришко). Пожалуй, только немцы в картине Шахназарова сохранили ясный ум и говорят то, в чем уверены на сто процентов и что видели своими глазами. Немцы, не лукавя, опровергают существование «Белого тигра».

Что до немцев, Карен Георгиевич показал их — пленных солдат, фельдмаршалов и даже самого Гитлера — в ключе модной толерантности: они «тоже люди». Нельзя сказать, чтобы советские солдаты, офицеры и маршал были изображены в черных красках, но некие нехорошие черты все же проступают. Это и пьянство, и стукачество, и тлеющая национальная рознь, и страсть к заграничным вещам, отнимаемым у немцев. Разумеется, Шахназаров показывает наши грешки тонко, даже с юмором. Однако совсем не смешно, когда в финале фильма Гитлер произносит долгий монолог о том, что Германия лишь попыталась осуществить давнюю мечту Европы, в которой та сама себе не признавалась: уничтожить евреев и Советский Союз, и за это, по пророчеству Гитлера, потомки обвинят ее во всех смертных грехах.

Со стороны российского режиссера, обладающего большим авторитетом, похвально стремление к человеколюбию и всепрощению. Вот только если б одновременно некоторые режиссеры Европы и Америки не показывали русских солдат насильниками, вандалами, безжалостными животными… За несколько дней до премьеры фильма «Белый тигр» на фестивале польского кино в Москве публично демонстрировался фильм Войтека Смажовского «Роза», где с первого и до последнего кадра солдаты и офицеры Красной армии насилуют и избивают польских женщин и детей. Конечно, мы живем в демократичном мире, и сегодня на наших экранах можно показывать всякое, и мы это вытерпим (хотя многие зрители, особенно, как ни удивительно, молодежь, уходили с фильма «Роза»). В конце концов у каждого, в том числе у поляков, своя правда.

Но зачем нам самим превращать в мистику, в сказку, в игру потусторонних сил то, что в реальности было делом рук и пролитой крови наших дедов (та же Прохоровская битва, и вся Курская дуга, и Сталинград)? Слишком сильна рана и слишком жива память, чтобы заменять земную историю легендами и мифами. Лучше помочь следопытам и поисковым отрядам, которым с каждым годом все труднее устанавливать имена пропавших без вести на ратных полях, находить родственников погибших — но они это делают. Каждый день к мемориалу на Прохоровском поле, к другим мемориалам нашей страны привозят школьников, которые внимательно разглядывают фотографии каждого погибшего воина, читают фамилии, даты рождения и гибели… Бюджет фильма «Белый тигр», сотни танков «Мосфильма», которым руководит Карен Шахназаров, талант и опыт режиссера позволяли создать серьезное, правдивое, сильное кино. Неужели Карена Георгиевича, чей отец был участником Великой Отечественной войны, не тронула ни одна реальная судьба танкиста? Неужели все эти судьбы для него заслонила единственная навязчивая идея — показать, что война делает из людей зомби и что победить в ней могут только нелюди (эта мысль красной нитью проходит через всею картину)? Так что же, это зомби, живые трупы, люди без памяти и любви взяли Берлин и освободили Европу от фашистов, да?

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3349
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...