Режиссер Карен Шахназаров ко Дню Победы подарил зрителям мистическую картину «Белый тигр», которой, между прочим, открылся фестиваль военно-патриотического кино «Эшелоны памяти — эшелоны Победы». Почему режиссер решил «обелить» фашистский танк, а вместе с ним, вольно или невольно, и самих фашистов?
По замыслу, танк «Белый тигр» вроде бы и не существует, а представляет собой призрак, который появляется на поле сражений и в одиночку массово уничтожает наши танки. Но в фильме Шахназарова «Белый тигр» никак не похож на Летучего Голландца или
В фильме Шахназарова — своя мистика, и в ней мало христианского. У «живого трупа» Ивана Найденова после танковой битвы появляется связь с неким богом танкистов, который, по словам героя, находится на небе, у него наш танк
Что до немцев, Карен Георгиевич показал их — пленных солдат, фельдмаршалов и даже самого Гитлера — в ключе модной толерантности: они «тоже люди». Нельзя сказать, чтобы советские солдаты, офицеры и маршал были изображены в черных красках, но некие нехорошие черты все же проступают. Это и пьянство, и стукачество, и тлеющая национальная рознь, и страсть к заграничным вещам, отнимаемым у немцев. Разумеется, Шахназаров показывает наши грешки тонко, даже с юмором. Однако совсем не смешно, когда в финале фильма Гитлер произносит долгий монолог о том, что Германия лишь попыталась осуществить давнюю мечту Европы, в которой та сама себе не признавалась: уничтожить евреев и Советский Союз, и за это, по пророчеству Гитлера, потомки обвинят ее во всех смертных грехах.
Со стороны российского режиссера, обладающего большим авторитетом, похвально стремление к человеколюбию и всепрощению. Вот только если б одновременно некоторые режиссеры Европы и Америки не показывали русских солдат насильниками, вандалами, безжалостными животными… За несколько дней до премьеры фильма «Белый тигр» на фестивале польского кино в Москве публично демонстрировался фильм Войтека Смажовского «Роза», где с первого и до последнего кадра солдаты и офицеры Красной армии насилуют и избивают польских женщин и детей. Конечно, мы живем в демократичном мире, и сегодня на наших экранах можно показывать всякое, и мы это вытерпим (хотя многие зрители, особенно, как ни удивительно, молодежь, уходили с фильма «Роза»). В конце концов у каждого, в том числе у поляков, своя правда.
Но зачем нам самим превращать в мистику, в сказку, в игру потусторонних сил то, что в реальности было делом рук и пролитой крови наших дедов (та же Прохоровская битва, и вся Курская дуга, и Сталинград)? Слишком сильна рана и слишком жива память, чтобы заменять земную историю легендами и мифами. Лучше помочь следопытам и поисковым отрядам, которым с каждым годом все труднее устанавливать имена пропавших без вести на ратных полях, находить родственников погибших — но они это делают. Каждый день к мемориалу на Прохоровском поле, к другим мемориалам нашей страны привозят школьников, которые внимательно разглядывают фотографии каждого погибшего воина, читают фамилии, даты рождения и гибели… Бюджет фильма «Белый тигр», сотни танков «Мосфильма», которым руководит Карен Шахназаров, талант и опыт режиссера позволяли создать серьезное, правдивое, сильное кино. Неужели Карена Георгиевича, чей отец был участником Великой Отечественной войны, не тронула ни одна реальная судьба танкиста? Неужели все эти судьбы для него заслонила единственная навязчивая идея — показать, что война делает из людей зомби и что победить в ней могут только нелюди (эта мысль красной нитью проходит через всею картину)? Так что же, это зомби, живые трупы, люди без памяти и любви взяли Берлин и освободили Европу от фашистов, да?