Первый день баталии, вторник, был ознаменован особо решительными действиями: по НТВ шли только новости, все остальное время перед глазами зрителей стояло немое изображение редакционных комнат и коридоров с бесцельно топчущимися сотрудниками... После предупреждения о лишении лицензии за такие "передачи", вещание ни в чем не повинного, далекого от политических игр зрителя возобновилось, однако не раз сетка дня перекраивалась в угоду явно тенденциозному освещению конфликта.
О его сути говорить не стану, о нем в последние дни немало сообщено. Остановлюсь на сугубо телевизионной стороне дела. И коснусь некоторых мифов о Киселеве, в создании и распространении которых он сам принимает активное участие, наглядно показывая, что безудержная политизация гибельна для любого дарования...
Итак, миф первый - о сугубой объективности, неангажированности лидера НТВ. Эти качества действительно были присущи и каналу, и его главному аналитику в первые годы. Они-то как раз и обеспечивали популярность Киселеву. Однако уже в 1996-м, во время президентской кампании, а затем, конечно, после июня 2000-го, когда был арестован Владимир Гусинский, он отбросил их за ненадобностью и стал самым обычным "агитпроповцем". Он "мочил" и "левых", и Владимира Путина пусть не так эффектно, как Сергей Доренко свои жертвы, но не менее последовательно. Недаром в эти дни даже многие сторонники Киселева (назову, к примеру, редактора "Московских новостей" Виктора Лошака) признавали, что в последнее время он фактически перестал быть журналистом, превратившись в политика, лидера "партии Гусинского" (теперь вот с "яблочным" привкусом) .
Миф второй - о Киселеве как "отце родном" журналистского коллектива НТВ, без которого все рухнет. В течение "горячей" недели выяснилось, что большинство блестящих репортеров взращено еще при прежнем гендиректоре канала Олеге Добродееве. И держатся они своего нынешнего шефа нередко потому, похоже, что запуганы: вот, мол, появится новая метла, и все вы окажетесь на улице. Самые сильные из них - такие, как Леонид Парфенов и Татьяна Миткова - покинули "отца", причем, уходя, публично обвинили его в тоталитарных замашках. Кстати, и горячий поборник Киселева Виктор Шендерович в прямом ночном эфире (пятничная "Антропология" Дмитрия Диброва на НТВ) признался, что на 90 процентов согласен с Парфеновым в такой оценке шефа.
Миф третий - будто НТВ единственная независимая телекомпания в стране. Киселев за последнее время сумел внушить эту "истину" многим. Иногда он поправляется: единственная общефедеральная. И на том спасибо, хотя к концу недели ("Времена" Владимира Познера в воскресенье на ОРТ) стало заметно, что такими разговорами он успел оттолкнуть от себя тысячи региональных тележурналистов, каждодневно в неимоверно сложных - не сравнить со столичными - условиях отстаивающих свою независимость. Но и "общефедеральные" каналы - такие, как ТВЦ или ТВ-6, - способны всерьез обидеться на Киселева. Ведь во многих их программах и независимости, и, кстати сказать, оппозиционности порой не меньше, чем в "Итогах".
И, наконец, миф - о том, что Киселев делает лучшую аналитическую программу отечественного ТВ. Цитаты из давних выпусков "Итогов", которые он дает в последнее время по воскресеньям, против воли автора разоблачают этот миф. По ним можно судить, что действительно передача прежде была превосходной. И автор ее смотрелся в кадре иначе, чем сегодня: бесконечные "эканья", стертая, полная канцеляризмов и казенных оборотов речь, вялая, лишенная внутреннего драматизма верстка - все это нынче не проходит.
В отличие от своих коллег - Владимира Познера и Николая Сванидзе, которые в своих аналитических передачах в последнее время отошли от скучных монологов, используя диалогичность, живую беседу, - Киселев по-прежнему не в меру увлекается сольным жанром, занимаясь идеологической "накачкой".
Почему же мифы, созданные вокруг имени Киселева, так живучи? Отчего зрители разных возрастов и политических симпатий выходят на митинги, чтобы защитить вроде бы тележурналиста с его коллегами, а по сути - не желающего признать поражение в "рыночном" споре представителя обанкротившейся стороны? Оттого, что талантливый мифмейкер смог напрямую соединить свое имя с такой высокой и жизненно необходимой ценностью, как свобода слова. Для иных легковерных телезрителей Киселев служит чуть ли не единственным ее носителем на нашем ТВ. Он сумел создать очередной и, возможно, самый впечатляющий миф: если не будет его самого в качестве лидера НТВ, то чуть ли не будет в стране и свободной прессы. Вряд ли он сам в это верит...