Григорий Гладков: Все мы бродячие артисты

Автор бессмертного хита про ворону рассказал о третьем сезоне проекта «Ну-ка, все вместе!» и не только

На телеканале «Россия» стартовал третий сезон проекта «Ну-ка, все вместе!». Молодых конкурсантов и публику вновь, как и предыдущие два сезона, встретили ведущий Николай Басков, председатель жюри Сергей Лазарев — и, конечно, само это жюри, совершенно уникальное: в него входят 100 человек! Да не случайных, а весьма авторитетных на ТВ лиц. С особой радостью я заметил в звездной компании замечательного композитора и барда Григория Гладкова, автора бессмертного хита про ворону.

— Григорий Васильевич, поделитесь, каким образом попали в эту компанию?

— Самым естественным: все-таки я член трех творческих союзов — композиторов, кинематографистов, театральных деятелей. Неоднократно участвовал в жюри самых разных детских и взрослых конкурсов. А меня эта программа заинтересовала уникальной идей. Сразу же решается главный вопрос подобных конкурсов, связанный с доверием зрителей и исполнителей к судейству, — 100 человек невозможно ни подговорить, ни подкупить. В этой сотне представители разных жанров, вкусов, возрастов, поэтому они способны объективно оценить любую музыку. А когда жюри дружно встает и начинает подпевать конкурсанту, возникает просто невероятное ощущение, которое, уверен, передается телезрителям. Мне оно напоминает детство, когда родители, собрав в праздник гостей, пели вместе.

— Но для тех, кто привык к сцене, не скучновато ли подпевать?

— Скуки не чувствовал ни секунды. И формат, и дух программы таковы, что тянет и подпевать, и подтанцовывать. Я прихожу на съемки с губной гармошкой и подыгрываю выступающим. Огромная радость — работать в команде, которая прекрасно все организовала, обеспечила замечательную картинку, свет, звук. Отобрала из тысяч претендентов несколько сотен лучших. Должен признать, что не разделяю распространенного пессимизма насчет нашей сегодняшней эстрады. Никакого угасания талантов я не наблюдаю. Наоборот, появляются новые имена и целые направления. Природная тяга русского человека к песне, подмеченная еще Гоголем, никуда не делась.

— Новые имена, говорите? Но если взять новогодние «Огоньки», там их вряд ли разглядишь — все те же проверенные десятилетиями лица. Чужих сюда не пускают.

— «Огоньки» я не смотрю. В этот Новый год включил Russian Travel Guide — телеканал о путешествиях по России — и получил огромное удовольствие. А что, «Огоньки» — единственный путь к успеху? Это раньше так было, когда телекнопок — одна-две, и обчелся. А теперь есть интернет, YouTube, десятки спутниковых компаний.

— Что скажете о программе «Голос. Дети»?

— Я ее смотрел совсем немного, и желания знакомиться ближе, если честно, не возникло. Музыка так разнообразна, а эта программа имеет удивительно узкую направленность — исключительно на эстрадную попсу, еще и сделанную по-быстрому. Особенно мне не понравилось, когда мальчишек и девчонок пытаются превратить во взрослых. У детей свой внутренний мир, от которого и должны отталкиваться те, кто сочиняет для них.

— И где же брать такой репертуар?

— Да только оглянитесь по сторонам. Бывает, молодые мамы сочиняют для своих детей такие чудесные вещи, что продюсеры телеканалов локти себе должны кусать: Я советник генерального продюсера по вещанию «Детского радио» холдинга «Газпром-медиа» — там тоже звучит много новых хороших песен. Это во времена моей молодости на весь СССР были только три студии многоканальной записи — в Москве, Ленинграде и Киеве, а сейчас компьютерные программы позволяют делать отличные фонограммы у себя дома. Были бы только талант и упорство. Да послушайте хотя бы ту 101 интернет-радиостанцию, что вещают в нашем холдинге. Там и у меня есть канал, где круглосуточно звучат мои песни, сказки с моей музыкой...

— Наверняка среди них знаменитая «Пластилиновая ворона», слова к которой написал Эдуард Успенский? Кстати, как обстоят дела с творческой сменой?

— Когда захожу в книжные магазины, поражаюсь: сколько красивых изданий! А как член жюри премии имени Эдуарда Успенского, имеющий также возможность следить за премией имени Сергея Михалкова, утверждаю: появляются потрясающие новые авторы. Кстати, я сам лауреат премии имени Корнея Чуковского за цикл песен на стихи Александра Кушнера. Вас удивляет, что Кушнер попал в детские поэты? А он им является очень давно: вспомните, ведь и мультфильм «Пластилиновая ворона» начинается с «Песни о картинах» на его стихи.

— Александр Кушнер — поэт петербургский...

— Я несколько лет жил в Ленинграде, там прошла моя юность и впервые случились многие важные для творчества вещи: записана первая пластинка, создана первая программа для оркестра, музыка к спектаклю: Петербургская культурная традиция во многом сформировала меня. Что впрямую отражено в альбоме «Прогулки по Петербургу» из песен на стихи Кушнера, Бродского и других поэтов. Сейчас я все эти вещи переписал в очень хорошем современном качестве, используя, в традициях романса и шансона, две гитары и контрабас. Записывал не спеша, несколько лет, не привлекая спонсоров. Теперь мечтаю найти режиссера, который бы снял по этому материалу музыкальный фильм.

— И это, насколько знаю, не единственный диск, появившийся у вас в последнее время.

— Не так давно я выпустил альбом романсов, которые люблю с детства. Один американский продюсер сказал мне, что романсы — настоящее русское чудо, сотканное не только из слов, но и из пауз между словами. Правда, сегодня романсы редко звучат в аутентичном виде, поскольку почти полностью ушла в небытие русская семиструнная гитара, все перешли на интернациональную шестиструнку. Но надеюсь, в будущем традиция вернется. Не исчезло ведь семиструнное банджо, которое, кстати, настраивается так же, как наша семиструнная гитара.

— Слышу, в вас заговорил большой специалист по кантри-музыке.

— Это хобби еще с детства. Летние каникулы я проводил в деревне, которая представлялась мне настоящим раем: сенокос, рыбалка, друзья, знакомый сельский учитель математики — человек, никогда не куривший и не пивший, зато имевший великолепную библиотеку. Мы вместе слушали голоса птиц, и именно тогда я начал сочинять музыку. Но когда возвращался с каникул, обижало насмешливое отношение горожан к деревне. И вдруг я узнал, что в Америке существует такая же сельская музыка, песни о ковбоях в шляпах, что-то вроде наших частушек и все такое. Увлекся этой музыкой и люблю до сих пор.

— И на банджо играете?

— Не так хорошо, как на гитаре: банджо — инструмент сложный, требующий интенсивных занятий. Но иногда записываю на нем партии для ансамбля. Так же как на балалайке, флейте, гармошке, ударных...

— Ого, вы мультиинструменталист?

— Да, если еще добавить сюда и компьютер, с помощью которого это все потом сводится. Всего я записал около 100 дисков, даже попал в Книгу рекордов России по количеству альбомов с песнями для детей. Счастлив, что не только сочинял, но и записывал, а это гораздо сложнее, чем поэту выпустить книгу. Надо сделать аранжировку, собрать музыкантов в студии, оплатить эту работу. И музыканты, студии, звукорежиссеры у меня были не какие-нибудь, а лучшие в Москве и Питере.

— А из концертов какой приходит на память как особенно удачный?

— Наверное, вы ждете, что я назову пафосный зал вроде Кремлевского? Нет, для бродячего артиста настоящий концерт — это чаще импровизированное выступление. Памятны концерты, которые мы давали на БАМе. Или в Беслане через полгода после случившейся там трагедии. Вместе с редакцией программы «Спокойной ночи, малыши!» поехали выступать перед ребятами, пережившими теракт. Видели бы вы их глаза...

Очень дорожу выступлениями в детских больницах в рамках проекта «Добрый шаг», придуманного и организованного журналистом Егором Яковлевым. Для меня это уже традиция: когда приезжаю куда-нибудь на гастроли, обязательно договариваюсь и о выступлении в местной детской больнице. Вы не представляете себе, какая от таких концертов бывает эмоциональная отдача! Когда вижу в детских глазах радость и благодарность — вот настоящее счастье.

— Вы относите себя к «бродячим артистам»?

— И не только я. А кто такие гастролеры, как не бродяги? В пандемию я, можно сказать, перевел дух. Много лет я работал в жестком графике: несколько перелетов в месяц, а тут все остановилось. Зато появилась возможность давать онлайн-концерты. Несколько дней назад я получил благодарность «За работу во время пандемии», подписанную президентом России.

— Что еще в жизни увлекает помимо музыки?

— Люблю строить. Построил уже несколько деревянных домов от фундамента до крыши. Теперь с таким же удовольствием по мере необходимости занимаюсь их ремонтом. Увлекают прогулки — Юрий Нагибин недаром утверждал, что творчество рождается из общения с природой.

— Вы грибник или рыбак?

— Ни то ни другое. Люблю природу, которая просто за то, что ты пришел без злых намерений, дарит тебе громадную радость и успокоение.