На 49-ой международной конференции по безопасности, которая накануне состоялась в Германии, случилось совсем небольшое происшествие, спровоцировавшее, тем не менее, общественный скандал.
Двое участников мероприятия, которые, по всеобщему мнению, должны были являться непримиримыми идейными противниками, внезапно отличились не в меру теплым приветствием. 61-летний посол Ирана в Германии, Алиреза Шейх-Аттар, завидев 58-летнюю сопредседательницу немецкой «Партии зеленых» Клаудию Рот, заулыбался и поднял руку, точно предлагая: «дай пять!». И Рот с удовольствием «отбила».
«Да у него руки по локоть в крови!»
На это неформальное приветствие моментально обратили внимание и пресса, и общественники со стороны как ФРГ, так и Ближнего Востока. Уж слишком серьезное было у Аттара и Клаудии Рот окружение: на конференцию собрались руководители министерств иностранных дел, вице-президенты нескольких государств, присутствовал в зале даже генсек ООН – и все вели себя куда более сдержанно. Что же означал не в меру теплый жест в исполнении этих двоих? – моментально задались вопросом СМИ.
Алиреза Шейх-Аттар представляет в Германии Исламскую республику Иран с 2008 года. Ранее, в 1980-1985 годы, он исполнял должность губернатора провинций Иранского Курдистана и иранского острова Западного Азербайджана. В это время, – не преминула отметить пресса, – началась кровопролитная война между представителями курдских племен, живущих в Иране и Ираке. Этот военный конфликт считается одним из крупнейших после 1945 года по своей продолжительности, количеству человеческих жертв и задействованным ресурсам. Все это заставило журналистов Die Welt воскликнуть, имея в виду Шейх-Аттара: «Да ведь у него руки по локоть в крови!».
Не критикуй других…
Так что германская правозащитница, – утверждают газетчики, – должна была после такого приветствия «сгореть от стыда». Издание также перечислило политические достижения Рот и Шейх-Аттара, которые, казалось бы, делают такое отношение друг к другу неуместным.
Стаж Клаудии Рот в «Партии зеленых» насчитывает несколько десятилетий: она стала защитницей природы еще в 70-е годы прошлого века. Также она известна своей борьбой за права человека; она принимала участие в гей-парадах в Дрездене и Варшаве, а в 1994 году именно с ее подачи немецкий парламент признал равные права для гомосексуалистов. Даже за курдов Клаудия Рот успела заступиться: в 90-е годы она вела активную борьбу за права этого национального меньшинства в Турции.
Вспомнили журналисты Suddeutsche Zeitung и показательный случай, произшедший в 2011-м: когда германский министр иностранных дел Гидо Вестервелле отправился в Иран, чтобы оказать помощь немецким журналистам, попавшим в Тегеране за решетку и ожидающим суда, то встретился там с президентом Исламской республики Махмудом Ахмадинежадом. Когда в прессе появились фотографии, где двое политиков пожимали друг другу руки, Клаудия Рот выступила с критикой в адрес Вестервелле.
Что касается представителей иранского посольства в Германии, то они заявили, что произошедшее, скорее всего, является недоразумением: ведь законы ислама запрещают иранцам столь свободно общаться с дамами. Скорее всего, по мнению коллег, Алиреза Шейх-Аттар хотел просто помахать Рот; она же восприняла его жест превратно и «неожиданно дотронулась до его руки», тем самым шокировав посла.