
Засидевшиеся за праздничным столом телезрители подсчитали, что Первый канал показал в новогоднюю ночь 86 песен — в основном смесь хитов уходящего года и каверверсий. А самой обсуждаемой песней оказалась, прямо как в былые времена, новинка от Аллы Пугачевой — композиция «Я летала». Когда-то премьеры Примадонны на следующий день начинала петь страна. Теперь кое-что изменилось: петь народ не торопится, зато в интернете все переругались.
Поэт Александр Вулых заметил, что музыка куплета «Я летала» очень похожа на другую мелодию — песни «Придуманная любовь», которую Игорь Саруханов записал несколько лет назад. Это не самая известная вещь, и, возможно, сходства никто бы не заметил, но поэт хорошо знает первоисточник, ибо был автором текста.
Публика, отодвинув тарелки с оливье, тут же взялась сравнивать композиции и спорить о количестве идентичных тактов. Пугачева позвонила поэту и призналась, что понятия не имела о песне Саруханова, когда записывала предложенную новинку. Вулых удалил скандальный пост, заявив, что Алла ни в чем не виновата, а ответственность должна лежать на композиторе Олеге Влади и отчасти на редакторах, выпустивших песню в эфир.
Но джинн уже был выпущен из бутылки. В сетевых баталиях Пугачеву (а заодно и Саруханова) обвинили в пиаре и предположили, что скандал раздули намеренно. В пользу этой версии невольно высказался и сам композитор. Вместо того чтобы как-то по-человечески объяснить, что он не знал той песни и писал для Пугачевой самостоятельно, Влади почему-то заговорил «о спланированной атаке на Примадонну» и готовности доказать свою невиновность хоть на детекторе лжи.
Здесь бы хорошо остановиться и призадуматься: кто же мог планировать атаку? А главное, зачем? Алла Борисовна давно отошла от активной гастрольной деятельности, в хит-парадах ни с кем локтями не толкается, но иногда выпускает новые песни, можно сказать, в свое удовольствие. Предыдущие новинки хитами не стали. «Я летала» сопровождается гораздо более серьезным шумом — и тут действительно можно допустить мысль об удачной пиар-кампании.
С другой стороны, успеху этой гипотетической кампании мешает, как бы помягче выразиться, невзрачность произведения. Вы сможете сейчас с ходу напеть мелодию «Я летала»? Вряд ли. Да и «Придуманная любовь» не относится к числу творческих удач Саруханова. Вполне возможно, что этот спорный мотив независимо друг от друга сочинят из семи нот еще какие-нибудь композиторы, но вряд ли для кого-то из них это станет большим прорывом.
Истории о плагиате обычно дают поводы для громких заголовков, но почти не имеют судебных перспектив. Всегда найдутся эксперты с тонким слухом, которые отыщут несовпадающую ноту, а из-за нее песню нельзя будет считать заимствованной. В звонком скандале Дидье Маруани с Филиппом Киркоровым (который даже не был автором спорной песни) были заявления о вымогательстве и стычка французского гостя с московской полицией — а вот до рассмотрения дела о плагиате, по существу, так и не дошло.
Так не только у нас. Группа Radiohead на днях обвинила Лану Дель Рей в том, что в ее композиции «Get Free» использованы элементы их песни «Creep». Да, использованы, но трек сильно замедлен, поэтому подавать в суд бессмысленно. Как и в случае с «Любочкой» «Маши и медведей», тоже испытавшей заметное влияние «Creep».
Зато новогодний скандал подтвердил, что наша поп-музыка испытывает дефицит идей. Можно понять исполнителей, вольно или невольно вдохновлявшихся главной песней Radiohead, но зачем «плагиатить» песню, которая не запомнится народу, а значит, не принесет ни славы, ни денег?