Главная Культура 22:03 12 Января 2015 13853
«Елена Образцова была сама любовь»

Коллега великой певицы поделилась воспоминаниями об ушедшей оперной звезде

Ирина Журина, солистка Большого театра, Народная артистка России

Кончина Елены Образцовой, умершей в понедельник в больнице в Германии, стала неожиданным ударом для огромного числа ее поклонников. Совсем недавно оперный мир отмечал 75-летие обладательницы уникального меццо-сопрано и одной из красивейших женщин эпохи, в Большом театре прошел «Оперный бал» с участием Дмитрия Хворостовского, Анны Нетребко и других суперзвезд. Сегодня коллега ушедшей примадонны — солистка Большого театра, народная артистка России Ирина Журина делится с читателями «Труда» воспоминаниями о Елене Васильевне.

— Для меня это огромная потеря. Мы четверть века вместе пели, часто общались вне сцены, она очень поддерживала молодежь, в том числе моих учеников...

Первая наша встреча произошла в «Кармен». Потом она меня выбрала для своей премьеры «Вертера» Массне, который ставила в Большом театре в 1986 году как режиссер, позвала на одну из главных ролей — Софи, сестры Шарлотты... Мы с Еленой Васильевной пели в «Бале-маскараде», в «Царской невесте»...

Как она волновалась перед каждым выходом! Как будто это первый и последний раз в жизни. Не от неуверенности: кто мог встать с ней рядом по таланту и профессионализму? Это от ответственности перед Большим театром.

И от особого нервного устройства. Милашкина этим была немножко на нее похожа. Архипова, Синявская — совсем другие... К Образцовой даже скорую помощь вызывали! Мы же из соседних гримерок слышали все ее охи-ахи. Умирает — и все тут. Так у нее проявлялось волнение. Ее спрашивают: ну что, Елена Васильевна, давать третий звонок? Она: ох, подождите, не могу, мне плохо... Меряют давление, делают укол... Но больше держать зал в ожидании невозможно, и помощники режиссера — двое здоровых мужиков — ведут ее на сцену. И только она сделала шаг к публике, только взяла первые несколько нот, почувствовала, что голос звучит как надо — будто подменили человека! Дальше все идет потрясающе, в антракте со сцены возвращается веселая, напевает: ля-ля-ля... Спрашиваешь: ну как, Елена Васильевна? Она: все в порядке!.. Как будто и не было никакой скорой перед спектаклем.

Ее любили и мечтали видеть во всем мире, но Большой она обожала, просто бежала туда каждый раз. Если только ставился спектакль, где ей могла найтись роль, она соглашалась с легкостью, редкой для примадонны ее уровня. Настолько ее характер был легким, открытым и совершенно не примадонским.

Год назад, встретив ее на конкурсе имени Магомаева, я попросила написать приветствие участникам конкурса имени Галины Ковалевой на Кубани, который возглавляю несколько лет. Анна Нетребко на такую же просьбу не ответила. А Елена Васильевна тут же написала очень теплое обращение, они с Галиной Александровной обе из Петербурга, дружили.

Для меня особенной ее ролью была Любаша в «Царской невесте», этих спектаклей у нас с ней было больше всего. Здесь — огромная любовь, которую она теряет из-за Марфы — моей героини. Я даже чувствовала себя виноватой в том, что на меня глаз положил этот чертов Грязной.

Она сама всегда была влюблена в целый мир, в своих партнеров. Говорила: пока я пою, я живу. И даже так выражала мысль: сначала умру, а потом только перестану петь... Никогда не говорила «нет». Ей звонили: могли бы спеть «Фаворитку» Доницетти? Она отвечала: да, конечно!.. Потом поворачивалась в мою сторону: понятия не имею об этой опере... Но спеть что-то новое для нее было огромной радостью. Что значит «не знаю роли», у тебя есть три дня — за три дня и выучи, вот ее правило. Наоборот, у нее в таких условиях особый кураж появлялся...

Я видела, как она учила: тут плеер, тут наушники, тут клавир, в который она смотрит. Могла так сидеть хоть в самолете. Учила всегда мгновенно.

Иногда даже ее скорости не хватало. Помню постановку оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода», что-то ей помешало вовремя освоить партию, так она обклеила кулисы шпаргалками и периодически в них заглядывала. Обыгрывала это сценически — никому в зале в голову не могло прийти, что это она подсказки смотрит. А я стояла в кулисах и восхищалась ее мастерством.

Коллеги обсуждают только что прошедшее представление. Фотографии предоставила Ирина Журина из своего личного архива.

Известно, что она влюблялась в своих партнеров по сцене нешуточно. Это тоже была ее человеческая и одновременно актерская натура: иначе, говорила, настоящую любовь не сыграешь. Когда они пели с Атлантовым, весь театр собирался, стояли в кулисах, потому что это было взаправду. Так и было некоторое время, она сама пишет в книге: чуть было не вышла замуж... Ну, Атлантов — такой певец и красавец, что невозможно не влюбиться... Это было взаимно, и на сцене такая отдача с обеих сторон... Плюс гениальная музыка, за пультом стоял Альгис Жюрайтис. С Жюрайтисом у них вспыхнула любовь с опереточного концерта в Большом зале консерватории: она тогда впервые пела классическую оперетту. Жюрайтис дирижировал всегда без партитуры, а когда ты видишь глаза дирижера, и перед тобой великие партнеры на сцене, ты зажигаешься — вот это был настоящий Большой театр, которого сейчас категорически нет...

После «Вертера» мы приехали к Елене Васильевне домой, стол накрыт, на нем лежит зажаренный поросенок. А Альгис, ее супруг, был вегетарианцем. Ходит кругом, травку щиплет. Елена Васильевна же ни в чем себе не отказывает — закусывает вовсю. И вдруг наливает бокал (не рюмку!) ледяной водки. Мой муж говорит: Елена Васильевна, это же опасно! Она отвечает: ты ничего не понимаешь, холодная водка никогда не вредит голосу. И рванула целый бокал.

При своей всемирной востребованности она была очень домашним человеком. Ей просто нужно было постоянно кого-то согревать своей любовью. Дочка вышла замуж за испанца, виделись они не очень часто, Елена Васильевна по Елене-младшей скучала. Завела себе четырех собачек. Одну звали Кармен — это та, которую она так обожала, что выходила с ней на сцену, ей даже в Мадриде пропуск выписали: «Кармен Образцова, актриса» — и гонорар платили: 150 граммов мяса за спектакль «Пиковая дама».

Уход из жизни Альгиса стал для Елены Васильевны тяжелейшим ударом. Я была на его похоронах в церкви Вознесения у Никитских ворот, она все твердила: не хочу жить, уйду за ним...

Но ее влюбленность в театр, в профессию пересилили. Организовала свой конкурс в Петербурге, напутствовала молодежь в телевизионном конкурсе «Большая опера». В последнее время с загорелась своей Академией пения, которая строилась в петербургском Гостином Дворе. Устраивала благотворительные концерты, привлекала меценатов. Сейчас Академия построена, но Елена Васильевна, к сожалению, практически не успела в ней поработать...

Ее было больше, чем ей дали реализовать все оперные театры мира вместе взятые. Она хотела объять необъятное, всем помочь. Огромную поддержку оказала моей ученице по Мерзляковскому училищу Юле Лежневой, теперь Юля — сама международная оперная знаменитость.

Наверное, я чего-то не знаю, но никаких признаков болезни в ней не замечала. На конкурсе Магомаева в октябре она сидела королевой. Уж не говорю о ее потрясающем юбилейном концерте 28 октября в Большом театре. Такой королевой оперы навсегда ее и запомню.

Записал Сергей Бирюков

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5444
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5068
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...