Да, в те годы уже существовал арифмометр, но как мог Жюль Верн догадаться, что конец ХХ века пройдет под знаком компьютеров? Вот как писатель представляет этот механизм, которому суждено было перевернуть весь уклад общества более чем 100 лет спустя. Это инструмент, пишет он, чем-то напоминающий небольшое пианино. Вы нажимаете на клавиши и тотчас получаете данные любого характера, производите различные операции и расчеты.
А ксерокс, без которого ни одна уважающая себя организация не обходится? Машина снимает копии с писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам, - это тоже из "Парижа в ХХ веке". Конечно, скептик может возразить: Жюль Верн просто фантазировал и выдавал желаемое за возможное в далеком будущем новшество. Да, он фантазировал, но как близко к нашей реальности!
Или вот еще одно его предсказание - "фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в пять тысяч лье". Легко узнать в этом описании современный факс.
Много чего еще предвидел Жюль Верн. Это, скажем, и телефонная связь, которой суждено опутать планету ("для того чтобы связаться с Америкой из Европы, потребуются считанные секунды"). Это и музыкальные концерты, когда "200 пианино соединены между собой электрическим током, что дает музыканту возможность одновременно играть на всех инструментах", и световая реклама на фасадах и крышах домов. Все угадано писателем и наверняка останется с нами и в XXI веке. Как осталась в США и предсказанная им смертная казнь на электрическом стуле: "головы преступникам уже не отсекают на гильотине, смертников будут поражать мощным электрозарядом".
- К этому можно еще добавить телевидение, - говорит мне президент Центра документации Дома-музея Жюля Верна Жан-Поль де Кисс. - Оно было им представлено в одном из последних романов в виде устройства, которое способно перемещать в пространстве изображение предметов.
Центр документации Жюля Верна в Амьене располагается в доме писателя, где он провел 34 года своей жизни. После второй мировой войны пришедший в ветхость особняк чуть было не снесли, но поклонники фантаста отстояли его дом. Месье де Кисс, кинорежиссер и продюсер, с которым мне удалось встретиться накануне новогодних праздников, вот уже несколько лет руководит работой центра. Как ни странно, в детстве он книг Жюля Верна в руки не брал и оценил их всего лет десять назад.
- Тогда, - рассказывает месье де Кисс, - заболела моя дочь, и я стал ей читать вслух повести Жюля Верна, которые оказались на книжной полке в детской. Не знаю, как для девочки, но для меня они стали настоящим откровением. Было такое ощущение, будто я заново, вместе с героями Жюля Верна, открываю и познаю мир. Именно благодаря этому удивительному чувству я стал страстным поклонником писателя.
Спрашиваю, что больше всего задело месье де Кисса за живое.
- Технологическое "ясновидение", - говорит он, - мне кажется не главным в его творчестве, хотя именно на этом многие делают акцент. Подводные лодки, полет на Луну, предсказанные им, - это в конце концов лишь детали. Ведь Жюль Верн каждый день прочитывал огромное количество научных журналов, где в том или ином виде упоминались, пускай "эмбрионально", невероятные новшества, гипотезы, которые впоследствии находили себе место в романах писателя. Главное, что меня сильно увлекло, - это потрясающая способность Жюля Верна предвидеть поведение человека в процессе развития современного общества. Скажу лишь о той роли, которую, по прогнозу писателя, станут в будущем играть деньги. В этом плане он был настроен крайне пессимистично и считал, что "золотой телец" превратится в абсолютную ценность в ущерб ценностям морали. Увы, он оказался прав.
-Это особенно чувствуется в "забытом" романе "Париж в ХХ веке"...
- Да. В нем выведен образ молодого литератора-идеалиста. Он сталкивается с безжалостным миром, где бог - деньги, а бурно развивающаяся промышленность - способ их делать. Перенаселенные города, бедность, безработица, умирающие на улице бездомные... Кстати, роман не был опубликован тогда лишь по одной причине - издатель схватился за голову, когда прочитал эту "чернуху", и сказал писателю, что для его репутации выход романа в свет будет означать катастрофу.
- А каким, по вашему мнению, могло бы быть напутственное слово писателя-провидца на пороге третьего тысячелетия?
- Он никогда не читал проповеди, ему была чужда поза ясновидящего. Скорее всего, он посоветовал бы людям быть поменьше эгоистами и, осваивая бесконечные горизонты научно-технического прогресса, побольше думать о том, что самое сложное в развитии человечества - это сохранять достоинство и добиваться справедливости.