С 1 января 2019 года вступают в силу поправки к экологическому законодательству. Согласно правилам, установка систем автоматического контроля (САК) сброса сточных вод будет производиться на объектах I категории. К ним, в том числе, относятся крупные российские водоканалы, обслуживающие Москву и Санкт-Петербург и другие города, где предприятия обслуживают не менее 80 тысяч жителей.
Суть системы состоит в том, что счетчик, установленный на трубе, будет не только учитывать объем стоков в водоемы, но и следить за их химическим составом. Согласно нововведениям, в течение 15 минут после прохода стоков через прибор, сведения о их химическом составе поступают на сервер Росприроднадзора. И если замечено превышение вредных веществ, то предприятие автоматически штрафуют.
В законе говорится и о том, что установка контролирующих приборов должна производиться за счет предприятия. «Труд.ру», обратившись с вопросом к руководителям нескольких водоканалов в России, выяснил, что стоимость такого счетчика может начинаться от 10 миллионов рублей, и, по сути, ничем не ограничена – система сложная и каждому предприятию потребуется тонкая настройка.
«Росприроднадзор, на ежегодном съезде водоканалов России, состоявшемся в Петропавловске-Камчатском, нам прямо заявил: системы автоматического контроля будут работать по аналогии с камерами ГИБДД. Нарушил – немедленно получи штраф. Но погодите, да, я превысил скорость на дороге, нарушил, согласился, заплатил штраф. Но при этом не я устанавливал эти камеры на дороге сам… – их ставили за счет бюджета», — делится мнением генеральный директор «Ленинградских областных коммунальных систем» (АО «ЛОКС») Василий Медведев.
Он поясняет, что купить и установить прибор системы автоматического контроля – это уже приличная сумма. Но их нужно постоянно обслуживать, а это крайне недёшево. Специалистов, обладающих знаниями по полному обслуживанию спецустройств нет, потому что и таких приборов, подходящих под требования Минприроды и Росприроднадзора, в России не выпускают. Как нет и необходимых реагентов и комплектующих – они есть только за границей. Кроме этого, нет и методики, необходимой для работы с системой, ну указана специфика работа сервера, на который будут поступать данные о нарушениях, а также и то, во сколько обойдётся предприятию соответствующее программное обеспечение и многие другие моменты. Власти, продумывая нововведение, наверняка понимали, что «Мосводоканал», допустим, сможет себе позволить обучить и иметь в штате специалистов, аттестованных для обслуживания подобного оборудования, но в удаленном от центра страны городе, расположенном глубоко в провинции, такого не найти и днём с огнем. Не говоря уже о мелких водоканалах поселений, каких по всей России очень много.
Эксперты отмечают, что вместе с хозяйственными вопросами есть и технические, которые тоже до сих пор не разрешены, хотя до вступления закона в силу отается меньше двух месяцев.
«Автоматика на таких приборах не надежна, всегда будет погрешность. Данные, полученные приборами, которые и апробацию то не прошли, не могут попросту быть объективными, а штраф предлагается оплатить без особого промедления. Такой подход создаёт правовую неопределённость во взаимоотношениях природопользователя и контролирующего органа. В судах погрязнем, и судя по состоянию подготовки фискального мероприятия, решения будут не в пользу госоргана. Без сбоев работают специалисты химико-бактериологических лабораторий, которые отбирают пробы «здесь и сейчас». Эта мера вполне рабочая и доказала свою эффективность.», - поясняет Медведев.
Водоканалы в стране в большинстве своем убыточны. И дополнительная нагрузка, по мнению специалистов коммунальной сферы, - это последующие долги и разруха. Выходит, что предприятиям не помогают, а медленно уничтожают.
С замечаниями к инициативе Минприроды выступила Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ). В адрес Минпромторга, который лоббирует идею оборудования водоканалов САК, направлено письмо с замечаниями и от Минстроя России (есть в распоряжении редакции Труд.ру), которое заверено подписью заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса.
В нем, в частности, содержится рекомендация о дополнении документа пунктами о том, что средства системы автоматического контроля не могут быть использованы как приборы, на основании которых будет начисляться плата за негативное воздействие на окружающую среду. Причина этого в том, что даже очищенные сточные воды – это сложные и многокомпонентные смеси, провоцирующие биообрастания. Организмы будут постоянно влиять на прибор, что приведет к завышению некорректных данных.
Кроме этого, некорректными будут определение и подсчет загрязняющих веществ, так как САК не справится с конкретным определением подавляющего большинства химического состава вод, а укажет их аналоги, что, в свою очередь, приведет к ошибкам.
В Минстрое считают, что введение приборов учета необходимо лишь для того, чтобы своевременно подавать информацию о предельно допустимом уровне загрязняющих веществ в Росприроднадзор и организации внеплановой проверки и отбора проб для изучения их в лабораторных условиях.
В конце письма Минстрой официально предупреждает Минпромторг о том, что расходы, связанные с установкой систем учета и контроля стоков, лягут на физических лиц – собственников жилья, а предполагаемые затраты на установку оборудования составят примерно 20% от средств, минимально необходимых для проведения реконструкции очистных сооружений.
Минимум 10 миллионов рублей раскидают, конечно, по всем собственникам квартир единовременно. А если прибор выйдет из строя уже через месяц? Только терпите и успевайте платить. Но терпение ведь не бесконечно.