Главная Культура 00:06 11 Ноября 2016 14704
Павел Лунгин вытянул козырную карту

На экраны выходит долгожданная «Дама пик»

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Новая картина Павла Лунгина кружным путем — через Калининград, Светлогорск и Владивосток, где прошли ее нашумевшие фестивальные показы, — добралась, наконец, и до Москвы. Премьера состоялась в кинотеатре «Октябрь», а чуть ранее «Дама пик» открывала сезон в Центральном доме литераторов, где ее в числе первых зрителей посмотрел кинообозреватель «Труда».

Творческую группу фильма в ЦДЛ представлял известный литературовед, профессор МГУ Игорь Волгин, и это неслучайно. «Дама пик» ни в коей мере не является экранизацией одной из самых загадочных, мистических повестей Александра Пушкина, но фильм, разумеется, вдохновлен, напитан ею, равно как и музыкой Чайковского, написавшего по мотивам «Пиковой дамы» великую оперу, которая не сходит с мировых сцен.

Впрочем, «Дама пик» Лунгина отсылает не только к гениальному творению Петра Ильича и прозаической миниатюре «солнца русской поэзии», она буквально насыщена всевозможными литературными аллюзиями. Внимательный зритель почувствует в фильме, например, отзвуки гоголевских «Игроков», в главной героине — оперной примадонне Софии Майер, вернувшейся после долгих зарубежных вояжей на родину, — при желании можно разглядеть черты чеховской Раневской. Но, пожалуй, эмоциональная амплитуда картины, ее внутренний нерв более всего совпадают с напряженным ритмом прозы Достоевского. Вспоминается не только его повесть «Игрок», которая, что называется, буквально ложится в тему, но и его знаменитые романы «Бесы», «Идиот», «Преступление и наказание» — с их буйством страстей и оперными преувеличениями.

При этом фильм Лунгина ни в коей мере не стремится стать скучным пособием по освоению и осмыслению литературной классики. Во-первых, действие фильма происходит сегодня, в антураже (пусть и слегка условном, призрачном, неоновом) современной Москвы. А во-вторых, это по-юношески живое, острое, пряное, отчаянно хулиганское кино, балансирующее порой на грани хорошего вкуса, но так и не сваливающееся в китч. В этом кино классические мотивы русской литературы — о славе и богатстве, о гениальности и злодействе, о силе любви и муках ревности, о проклятии таланта и тщете бездарности, о склонности русской души к игре, азарту, случаю, русской рулетке — упакованы в современную кинематографическую форму. И здесь надо отдать должное замечательному оператору Левану Капанадзе и художнику Павлу Пархоменко, создавшим в фильме особый экранный мир.

В сложноорганизованном, многослойном, но при этом крепко сшитом пространстве фильма прихотливо уживаются психологическая драма и кровавый триллер, волны классической музыки и грохот современного мегаполиса, условный мир оперы и нынешняя российская реальность с кавказскими группировками и подпольным казино в подвале супермаркета, где играют не только на деньги, но и на человеческую жизнь...

В центре фильма — два героя, два протагониста. Софию Майер играет прекрасная Ксения Раппопорт. Ходили слухи, что первоначально на эту роль Павел Лунгин планировал голливудскую звезду Уму Турман, а на небольшую, но значимую роль ее поклонника и покровителя, в роскошном доме которого она останавливается после своих зарубежных поездок, — британского актера Рэйфа Файнса. В итоге что-то с западными знаменитостями не срослось, но, может, оно и к лучшему. Для ведущего актера МХТ имени Чехова Игоря Миркурбанова и для звезды питерского Малого драматического театра — Театра Европы Ксении Раппопорт этот материал, что называется, ближе к телу и душе.

Хотя актрисе, по признанию Лунгина, роль далась совсем не просто. «Ксения, конечно, вошла в этот образ. Поначалу он был ей не очень близок, но потом, мне кажется, она поняла его. Образ такой красавицы, светской дивы, талантливой, но в то же время вне морали живущей. Новый для нее образ, она всегда играла хороших, интеллигентных, милых женщин. А тут она сыграла такую женщину-вамп», — открыл для журналистов кое-что из творческой кухни режиссер.

Но все эти невидимые миру актерские слезы остались за кадром. А в кадре Раппопорт играет и величавую, чем-то похожую на Галину Вишневскую оперную примадонну, решившую под конец карьеры поставить на сцене родного театра новаторский по форме спектакль «Пиковая дама». И главную героиню этого рождающегося на наших глазах представления — старую и мрачную пушкинскую графиню. И все еще обольстительную 40-летнюю красавицу, легко совращающую молодого актера, мечтающего сыграть Германна. И помешанную на игре в рулетку страстную натуру, промотавшую в казино все свое состояние. И, наконец, ненасытную дьяволицу, ломающую людские судьбы, подчиняющую своей воле всех участников задуманного ею спектакля, который развивается под ее диктовку не только на сцене, но и в жизни...

В роли ее главной жертвы предстает Иван Янковский, внук Олега Ивановича, сын Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры. Он играет молодого артиста Андрея, буквально одержимого стремлением к успеху и деньгам. Обладатель уникальных связок (от звука его голоса лопаются лампочки), он, в силу своего человеческого, артистического ничтожества, подвизается в театре на вторых ролях. Приезд Софии Майер означает для него шанс. Чтобы заполучить роль Германна, которую прочат престарелому худруку театра (Владимир Симонов), Андрей готов не только предать свою девушку, молодую перспективную оперную певицу Лизу (Мария Курденевич), но и способен продать душу дьяволу. Благодаря стечению обстоятельств он в итоге роль Германна получает. И постепенно вживается в нее до такой степени, что в какой-то момент перестает чувствовать грань между сценическим образом и собственной личностью, между одержимостью успехом и безумием...

Думаю, что Ксения Раппопорт, несмотря на свои многочисленные победы и награды, на международную известность, сыграла в этом фильме свою лучшую экранную роль. А 25-летний Иван Янковский прожил свою экранную партию с невероятной, запредельной самоотдачей и победительной отвагой стремительно взошедшей звезды. Теперь от него можно — и нужно! — многого ждать.

Что касается Лунгина, всегда удивлявшего нас жанровыми, стилевыми, смысловыми новациями (вспомним, к примеру, такие непохожие его фильмы, как «Такси-блюз», «Свадьба», «Олигарх», «Остров», сериал «Родина»), то для него это еще один фильм-эксперимент, фильм-сюрприз, фильм-открытие, которыми он время от времени приятно (а порой, увы, неприятно) удивляет нас. В этот раз, кажется, все сошлось и все случилось. Не иначе пушкинская графиня подсказала ему верную карту.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9516
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7210
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?