Главная Культура 00:16 11 Октября 2013 6518
Марк Захаров: О себе говорить уже нечего

Марку Анатольевичу Захарову - 80

Виктория Пешкова

Зрители уверены, что Марк Захаров все всегда просчитывает заранее. А он говорит, что действует исключительно по интуиции. На «авось!». Но его слава на грани опалы началась задолго до знаменитого спектакля, где это слово приобрело даже героический оттенок, — спектакля, ставшего знаменем целой эпохи и визитной карточкой придуманного им театра.Сам Марк Анатольевич от интервью категорически отказался: "В моем возрасте самому о себе говорить уже нечего. Хвалить — смешно, ругать — глупо. Так что пусть за меня это делают другие«.Имеющих что сказать о Захарове — множество. Мы выбрали два очень звучных голоса, соответствующие главным сторонам творчества режиссера: театру и кино.

В 1967 году играли на сцене «Доходное место» — первый спектакль Марка Анатольевича в театре Сатиры. Сыграли меньше 40 раз и с треском запретили. Как выяснилось позже, он стал разменной монетой в поединке двух высокопоставленных дам — министра культуры Фурцевой и секретаря Московского горкома Шапошниковой. Шапошникова сочла идеологически вредными «Большевиков» в «Современнике», одобренных Фурцевой, а Екатерина Алексеевна нанесла удар по «Доходному месту», ускользнувшему от партийной бдительности.

Вера ВАСИЛЬЕВА, актриса театра Сатиры:

— Это был гениальный спектакль, с него, пожалуй, и началась режиссерская биография Захарова. У меня не возникало ощущения, что он начинающий постановщик, настолько ясным и четким был замысел. Он очень бережно отнесся к самому духу Островского: сделанные им купюры убрали архаику, сделав пьесу динамичней, современней.

Был собран замечательный ансамбль. Что ни роль — абсолютно точное попадание в характер. Менглет и Папанов сразу приняли замысел Захарова, а вот Татьяна Ивановна Пельтцер поначалу ершилась. На одной из первых репетиций прямо при Захарове сказала: «Надо же, если человек ничего не умеет — лезет в режиссуру!» Играла она роскошно. Когда возмущалась «Как это можно жить на одно жалованье? За кого тогда дочек замуж выдавать!», зал взрывался овацией.

Андрюша Миронов в роли Жадова был совершенно непривычен и неузнаваем: трогательный, совершенно не героический молодой человек с наивной душой ребенка, который просто хочет быть честным, не подозревая о том, какое для этого нужно мужество. Ради любви Жадову необходимо было поступиться своей честью, и ему сочувствовал весь зал, ведь каждому иногда приходится идти на компромисс с совестью, коря себя за это.

Я играла его тетушку и много от роли не ожидала. Но Захаров выстроил ее так, как я и мечтать не могла. Первая сцена: старый муж зудит молодой жене: дом выстроил, обул-одел, чего тебе не хватает?! Думала, придется сидеть с рукодельем, внимая его брюзжанию. А Захаров одел меня в летящий пеньюар, заставил бежать, не слушая, открывая одну за другой двери. Я ощущала себя птицей, рвущейся из золотой клетки, пока не упиралась в дверь, которую не могла открыть, а обезумевший от погони супруг, его блистательно играл Менглет, срывал с меня одежды. Не все, разумеется, но в 67-м году и этого хватило бы, чтобы счесть постановку крамольной. Но крамолы там было гораздо больше, спектакль воспринимался чуть ли не как революционный и его очень быстро запретили. Это была одна из самых больших удач в моей творческой жизни.

Я люблю его театр. Из недавних постановок видела «Пер Гюнта». Его многие ругают за «неакадемичность», но для нашего времени Ибсен очень громоздкий драматург. А спектакль смотрится на одном дыхании: 20 страниц текста уложены в танец или вокальный номер. Театр Захарова — всегда праздник, и хочется, чтобы он длился

***

У фильма «Обыкновенное чудо», снятого почти 35 лет назад, судьба оказалась долгой и счастливой. Хотя Евгений Шварц, в отличие от Александра Николаевича Островского, у партии и правительства не то что в классиках, но даже просто в благонадежных авторах не числился. Как же вышло, что эту картину с неизменным восторгом смотрит уже четвертое поколение зрителей?

Юрий СОЛОМИН, художественный руководитель Малого театра:

— Я работал с Захаровым всего один раз, но он мне памятен. Он предложил мне роль Трактирщика. Снимал он нас с Катей Васильевой без проб: мы пришли к нему в театр, он показал сценарий, мы что-то с ней сымпровизировали по ходу, и через пару дней уже стояли на съемочной площадке. Большая часть актеров, снимавшихся в «Обыкновенном чуде», были ленкомовцами. У Марка потрясающее чувство ансамбля: «пришлыми», кроме нас с Катей, были только Женя Симонова с Ирой Купченко, но все мы вписались в этот ансамбль без всякого насилия над собой. Он не диктатор, никогда не повышает голос, открыт к предложениям, если ты готов их аргументировать: иногда случалось, что в павильоне на репетиции был убедительней его вариант, а на пленке, когда он разрешал сыграть «актерский» дубль — наш.

Это были самые веселые и спокойные съемки в моей жизни. Часто снимали ночами — все же заняты в театре, но на площадке царил праздник — шутили, разыгрывали друг друга и самого режиссера. Усталость наваливалась потом, когда к рассвету все заканчивалось и на сон оставалась пара часов. Трактирщик — акварельной нежности образ. Я такого прежде никогда не играл, хоть и мечтал о подобной роли. Но в кино режиссеру обычно нужен типаж, а Марк ищет душу. Я ему бесконечно благодарен — он меня открыл в совсем неожиданном качестве, сделал мне воистину царский подарок. Тот год был для меня счастливым — я снялся еще и в «Летучей мыши», тоже в несвойственной мне — гротесковой — роли. Никогда больше мне ничего подобного не предлагали. И, к сожалению, уже не предложат.

40 лет Захаров возглавляет «Ленком». Он пришел в этот театр с чистыми руками и горячим сердцем, как созидатель, а не разрушитель. Он «растил» своих актеров — и зрелых, опытных, как Броневой или Леонов, и молодых, как в ту пору Абдулов или Збруев, чтобы все говорили на одном языке. Вот почему «Ленком» выстоял, когда один за другим нежданно ушли те, на ком он держался. Да, у Марка быть актером непросто: можно несколько лет просидеть «на выходах», но у него и массовка всегда -действующее лицо.

На премьерах у него я бываю так часто, как только могу. Недавняя — «Небесные странники», где он соединил комедию Аристофана «Птицы» и трагикомические рассказы Чехова, очень мне в душу запала. Вот это — новое в театре. А не то, что нам показывают вверх ногами через щелочку в полуголом виде и с матерщиной.

Я ему желаю не просто здоровья, а: свежести мозгов! Пока кипит мысль, человек жив. А «Ленкому» я бы пожелал беречь этого человека. Таких, как Марк, на всю страну — по пальцам одной руки пересчитать можно.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5568
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5226
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...