Главная Культура 06:06 11 Октября 2011 4911
Олег Погодин: «Станиславский — последнее прибежище бездарей»
Постановщик криминальной драмы «Дом» размышляет, почему в России стало труднее снимать хорошее кино
Ольга Галицкая

3 ноября в прокат выйдет эпическая криминальная драма сценариста и режиссера Олега Погодина «Дом». О том, почему этот жанр крайне редко удается отечественным кинематографистам, оставаясь привилегией западных мастеров, и отчего Олег Погодин все-таки рискнул к нему обратиться, постановщик картины рассказал «Труду».

— Олег, вы готовы к упрекам, что застряли в ушедших 90-х и все эти истории с криминальным уклоном, неправедными героями и незащищенностью перед жизнью остались в прошлом?

— Какое прошлое? Это наша сегодняшняя жизнь. Как говорит Андрей Сергеевич Кончаловский, с которым я сейчас работаю над сценарием его нового фильма, «мы в Кущевке все живем». У нас государство убивает людей в тюрьме без суда и следствия. Забирает и убивает. На глазах у всех шилось трагическое дело Магнитского. А сколько по всей стране таких магнитских, о которых мы ничего не знаем! Я не считаю, что все показанное в «Доме» — минувшее время. В России насилие вообще не может быть в прошлом. Мы — страна, которая долгие годы стояла на насилии, мы собраны огнем и мечом. И сейчас мы живем в обществе, которое совершило шаг от нецивилизованного насилия 90-х, когда правили бал бандиты, к узаконенному насилию нулевых, где вершат дела те же бандиты, но в погонах. Я не равняю, конечно, всех под одну гребенку. У меня много друзей-спецназовцев, эфэсбэшников, они хорошие ребята, порядочные. Но общая ситуация плохая, и все это знают.

Шолохов и Пекинпа

— Почему на новый «Дом» уже успели навесить старое клеймо чернухи?

— Фильм и в самом деле скорее мрачный, не оставляет видимых надежд, но он совсем не безысходный, по-моему. Я специально оставил в финале возможность выжить двум слабым людям — чтобы им стать сильнее. Определил им тяжелую ношу — заботу об осиротевших детях. В этом смысле в фильме есть надежда, но она глубоко за кадром. Мне иногда не важно, чтобы в самой истории было так уж много надежд и упований, главное — чтобы они были в энергии фильма, и даже в междукадровом пространстве была разлита позитивная сила. Нет, фильм нельзя назвать чернухой — наоборот, в нем есть свет.

— Стилистика «Дома» напоминает одновременно американские вестерны и «Тихий Дон».

— А как это может не напоминать, когда все в тех же местах приблизительно и происходит, только еще южнее. Но Шолохова меньше, чем Сэма Пекинпы (американский режиссер и сценарист, классик американского вестерна. — «Труд»), практически весь мой фильм — скрытая цитата из Пекинпы. Это один из любимых моих режиссеров, я давно хотел сделать что-то подобное тому, что создавал он на экране, но не подражать впрямую, а привнести в этот жанр обязательно что-то свое. Моя картина скрыто американоцентристская, прежде всего по эстетике, но очень русская по сути. В нашей киноиндустрии зачастую нет отношения к кинематографу как визуальному виду искусства, где история рассказывается посредством камеры и монтажа. У нас монтаж мало что значит, а им можно достичь многого. Привычная расхлябанность отечественных фильмов меня угнетает, она во всем — в мизансценах, в необязательности того, что оказывается в кадре, в рисунке актерском. Как только актер хочет мотивировать неудобство существования в роли, не умеет что-то сыграть, сразу на систему Станиславского начинает ссылаться. Станиславский — последнее прибежище бездарей, я считаю. Берт Ланкастер не знал никакой системы и хуже от этого не становился, играл гениально. Но в нашем «Доме» с актерским ансамблем все исключительно удачно сложилось.

Сын и брат

— Какую задачу вы ставили перед Сергеем Гармашем, сыгравшим главную роль — криминального авторитета Виктора Шаманова?

— Я делал фильм про сына и брата в первую очередь, это каждому будет понятно и знакомо, не про бандита. Про бандитов у нас и без того предостаточно картин, как и режиссеров, готовых их снимать. Сергей мне для чего был нужен? У него помимо яркого таланта актерского есть положительный бэкграунд, наработанный годами. Поначалу речь шла о Владимире Машкове — продюсеры очень хотели именно его видеть в центре картины. Я боролся за Гармаша: у Машкова бы эта роль получилась более злой, он в последнее время скрыто очень работает, ему тяжело показывать уязвимость. Даже Гоцман в «Ликвидации» — лучшая его роль на сегодняшний день — это закрытый персонаж. Он все больше скрипит зубами, играет желваками и тумаки раздает направо и налево. Я же хотел, чтобы в Викторе была нежность, была рана. Машков и боль бы сыграл, но эта была бы боль раненого зверя. А у Сергея это боль человека. Мне надо было показать, что сын и брат вернулся в дом, а не бандит, он пытается притереться к тем, кого не видел много лет, для кого стал чужим. Только для матери и отца он свой. И он совсем не героический персонаж, он несчастный человек. Виктор вернулся в отчий дом, который держится не только мощной волей и мудростью отца (Богдан Ступка), но и его, Виктора, бандитскими деньгами. Такой дом никогда не будет прочным, крах неминуем.

Рассказать историю

— Лихо закрученные сюжеты ваших фильмов — следствие вашей любви к американскому кино?

— Просто я умею это делать. Научила не русская литература, это точно. Наша литературная традиция — учить жизни, проповедовать. А вся англоязычная проза совсем не стремится поучать, там главное — качественно рассказать историю. Диккенс, может, в сто раз худший литератор, чем Толстой, зато он круче как рассказчик.

— Что было первым импульсом к возникновению «Дома»?

— Как-то давно я был в Праге, купил там альбом Эндрю Уайта — художника, который мне очень нравится, — пролистал и вдруг понял, что он пишет приблизительно те пейзажи, среди которых я родился. Правда, там Северная Америка, а я южный российский человек, но это очень похоже по изобразительному наполнению. Я представил большой дом, кругом степь — вот это и был первый импульс для будущего фильма. Начал набрасывать сценарий и вдруг посмотрел фильм Теренса Малика «Дни жатвы» — дико расстроился: он как будто прочел мои мысли и все уже снял раньше меня. В 1998 году я сделал новую заявку, но ее никто не захотел рассматривать, в 2004-м моей идеей заинтересовался продюсер Рубен Дишдишян, в 2005-м я написал сценарий. Из туманного образа «степь и дом» стали появляться герои, места и люди, знакомые мне с детства. Мне прежде всего важно даже не «что», а «где». Места съемок и определили весь стиль фильма.

— Что это за места и что за люди?

— Мое детство прошло в городе Сальске под Ростовом-на-Дону, где говорят в основном на суржике — диковинной смеси казацко-украинского и русского языков. Эта среда обитания и такие люди мне хорошо знакомы, я чувствую их внутренние переживания как свои.

Куликовская битва

— Олег, почему после удачной премьеры на фестивале «Окно в Европу» вы вдруг заговорили о том, что думаете вообще кино бросить?

— У меня такие мысли возникают каждую неделю. Очень трудно в нашей киноиндустрии стало существовать. Дело вот в чем: при совке была железная цензура, удушающая редактура, разные препоны и рогатки. Но среди пятнадцати членов худсовета на десять дураков было пять умных, и они договаривались, как обойти препятствия и выпустить фильм. И тогда был правильный подход к кино.

— Что значит правильный?

— Длительное написание сценария, долгий подготовительный период, нормальный съемочный период, грамотное планирование. Сейчас все и всегда упирается только в деньги. Кинопроцесс в наши дни так устроен, что ничто не помогает делать художественное произведение, требуется только лудить продукт. Я вообще удивляюсь, как вопреки всему кому-то все же удается настоящее кино делать.

— Если останетесь в профессии, что будете снимать?

— У меня есть давний замысел — детективно-шпионская история «Глубокое прикрытие». Еще мечтаю экранизировать «Рукопись, найденную в Сарагосе» Яна Потоцкого — не так, как в свое время сделал Войцех Хас со Збигневом Цыбульским, хотя тот фильм очень люблю. Мне хочется сделать фильм-фейерверк, фильм-праздник. Пока же продюсеры Валерий Тодоровский и Владимир Горяинов предложили «Куликовскую битву», сейчас я в это погрузился.

— Разве кому-то сейчас нужна Куликовская битва?

— Можно сказать, что никому ничего не нужно, все зависит от того, как сделать. Если хорошо, то найдутся те, кому будет интересно. Для меня это история принятия решения — быть этой битве или нет. Саму битву нам никогда не потянуть с таким постановочным размахом, как умеют американцы, не стоит и пытаться. А вот показать, как вызревает историческое решение, мы можем. Это же была война двух этносов — западного и евразийского, как писал Лев Гумилев. Мы тогда пошли евразийским путем и отказались от западной экономической модели, получили на то благословение Сергия Радонежского. Он не разрешил Дмитрию Донскому пускать генуэзцев по просьбе Мамая для торговли на Руси. Пустил бы — может, все пошло бы по-другому. Но он решил иначе, и случилась Куликовская битва. Это все серьезная подоплека, а фильм с тремя главными героями — русский, китаянка, болгарин — должен быть приключенческий, увлекательный, это боевик. Тоже любимый мой жанр.

Резюме «Труда»

Олег Погодин, режиссер

Родился в 1965 году в Ростовской области.

Учился во ВГИКе на факультете киноведения.

Был постановщиком клипов на песни Валерии, Николая Трубача, Николая Носкова.

В 2003 году поставил сериал «Родина ждет». В 2011-м на фестивале «Кинотавр» представил свой полнометражный дебют — «Дом».

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

Они - наши братья, и вовсе не меньшие, говорят о героях своей картины знаменитые кинематографисты

Дарья Ефремова
Труд
Анна, Дмитрий и их любимец Ветер. Изображения предоставлены компанией «Карропрокат»

18 мая «Карропрокат» выпускает на киноэкраны фильм Дмитрия и Анны Шпиленков «Огненный лис», ставший хитом 47-го Московского международного кинофестиваля. Эмоциональная и красивая история, рассказанная...

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

В опере, как и всюду, большое начинается с малого, убежден худрук конкурса «Нано-опера»

Сергей Бирюков
Труд
Сегодня «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана – один из главных оперных театров страны. Фото предоставлены «Геликон-оперой»

На телеканале «Россия-Культура» готовится к показу гала-концерт участников конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера». А все туры соревнования уже можно посмотреть на медиаплатформе «Смотрим»...

Дух Чехова собрал в Мелихово театры трех континентов

Дарья Ефремова, Мелихово - Москва
Труд
Таким увиделся «Вишневый сад» японскому гостю знаменитого чеховского фестиваля. Фото предоставлено устроителями

В Подмосковье открылся один из старейших российских театральных фестивалей — XXIV «Мелиховская весна». На площадках знаменитого музея-усадьбы Чехова — настоящий сценический марафон: более двух...

Губернатор Петербурга выдал пару ранее неизвестных фактов о Петре I и основании Петербурга

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов выступил на праздновании 320-летия Кронштадта с поистине зажигательной речью: «Единая воля Петра позволила построить город Санкт-Петербург и город Кронштадт. Тогда тоже было много...

На этой выставке представлены редкие и малоизвестные снимки писателя

Дарья Ефремова
Труд
Фото: Mary Evans Picture Library, globallookpress.com

В московском Доме-музее Чехова проходит выставка «Лучшей фотографии у меня нет», где представлено около сотни уникальных снимков писателя, выполненных профессионалами и любителями. Улыбчивый, иногда мрачный, порой...

Летние художественные выставки - прекрасный повод для путешествия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Соборная гора в Серпухове. Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Лето в музеях: Чуть было не написала — в межсезонье. Да какое межсезонье — наоборот, публика начинает активно путешествовать и получает возможность увидеть то, что происходит в других...

Юрай Чинтула выстрелил в Роберта Фицо несколько раз; политик находится в крайне тяжелом состоянии, за его жизнь борются врачи 

Стрелявший в Роберта Фицо мужчина сразу после задержания. Кадр видео с YouTube

Журналисты выяснили личность мужчины, напавшего в среду, 15 мая с огнестрельным оружием на словацкого премьер-министра Роберта Фицо. По предварительным данным, преступником является известный словацкий писатель и поэт, один из основателей литературного...

Велика Россия, а чиновники везде одинаковые. Если можно чего-то не делать, то они это обязательно и не сделают

Юрий Ряжский, заместитель главного редактора
Труд
В Нальчике тихо умирает очень красивый дом XIX века, имеющий гордый статус памятника культурного наследия федерального значения, известный как «дом Лепешинских»

В очередной раз убедился в этом, побывав на днях в Нальчике. В этом курортном городе, который когда-то претендовал на звание красивейшего на Северном Кавказе, тихо умирает очень красивый (тоже некогда) дом...

Зададимся вопросом: что представляет собой нынешнее украинское телевидение?

Сергей Беднов
Труд
Украинский вариант сериала «След»

Наблюдательные граждане давно заметили: если в своей программе «Полный контакт» Владимир Соловьев начинает, не стесняясь в выражениях, «склонять» кого-то из соотечественников, к бабке не ходи,...

Выставка «Пушкин в жизни и творчестве Виктора Конецкого» связывает судьбы и пространство в один морской узел

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

В год 95-летия со дня рождения Виктора Конецкого читатели получат его девятитомник. Любимый народом писатель, сценарист, художник Виктор Конецкий даже в наше суетное время не теряет ни популярности, ни актуальности....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?