В прошедшее воскресенье, 6 сентября, российские нефтяники отметили профессиональный праздник — День нефтяника. Традиционно любое подобное событие — время подведения итогов. Тем более отрасль является одной из главных для российской экономики.
В этом году нефтяному рынку из-за пандемии коронавирусной инфекции пришлось существовать в условиях падения спроса на энергоресурсы и, как следствие, обвала цен. Из-за этого большинство компаний отрасли зафиксировали убытки по итогам июня. Среди них — как российские, так и мировые гиганты.
Например, в минус ушли британская ВР, итальянская Eni, бразильская Petrobras, американские ExxonMobil и Chevron, французская Total, норвежская Equinor и многие другие. При этом BP, Shell, Equinor, Petrobras и Eni демонстрируют отрицательный показатель уже второй квартал подряд, а, например, ExxonMobil во II квартале получила самый крупный в своей современной истории чистый убыток.
В этих экстремальных условиях ведущая нефтяная компания страны «Роснефть» показала позитивный результат. Например, показатель чистой прибыли во II квартале текущего года составил 43 млрд рублей (0,7 млрд долларов), компания также получила положительный свободный денежный поток и сократила сумму финансового долга. При этом подобное достижение на фоне рынка не случайность. «Роснефть» многие годы демонстрирует превосходящие ожидания результаты, стабильно обгоняя конкурентов по ключевым показателям. И, в отличие от ряда упомянутых выше иностранных, некоторые из которых ведут свою деятельность на протяжении уже более 100 лет, «Роснефти» удалось достичь подобных высот всего за четверть века. Как же за столь короткий промежуток времени отечественная компания сумела ворваться в топ лидеров нефтяного рынка?
Путь к новым рубежам
В уже далекие 90-е годы, в период массовой приватизации, львиная доля нефтегазовых активов страны оказалась в частных руках. Но это дало эффект, прямо противоположный тому, что ожидалось: к 1999 году добыча нефти в России обвалилась на 66% по сравнению с 1991 годом. В начале XXI века руководство страны во главе с президентом Владимиром Путиным поставило задачу не допустить контроля извне над стратегическими ресурсами страны. Для этого было необходимо создать собственных крупных игроков, способных составить эффективную конкуренцию международным корпорациям как в России, так и за рубежом. Проведением этого курса занялся фактический куратор отечественной нефтегазовой промышленности — заместитель главы Администрации президента Игорь Сечин.
Вернуть былую мощь российской нефтедобыче было решено за счет развития компании «Роснефть», которая к тому времени дважды могла уйти с аукционов в частные руки. В течение следующих лет «Роснефть» становится обладателем таких компаний, как «Селькупнефтегаз» (2000 год), добывающего проекта Англо-Сибирской нефтяной компании (крупнейшего в современной истории российской нефтяной отрасли и входящего в первую десятку аналогичных проектов в мире, 2003 год), «Северная нефть» (2003 год), «Юганскнефтегаз» (2004 год). Цена приобретений этих активов составляла больше 35 млрд долларов.
В 2004 году Игорь Сечин возглавил совет директоров «Роснефти». И с годами из так называемого мешка обрезков, оставшегося у государства после приватизации 90-х годов, ему удалось создать одну из крупнейших нефтегазовых компаний мира.
Комментируя назначение Сечина, аналитик ИФК «Метрополь» Евгений Сацков заявил: «Этим назначением государство показало, что собирается усилить госконтроль над стратегической отраслью». Был сделан вывод, что «Роснефть» должна превратиться в компанию со статусом, близким к естественной монополии. Однако в своих прогнозах аналитики ошиблись. «Роснефть» превратилась в самую крупную публичную нефтегазовую компанию мира, которая все свои активы покупала на открытом рынке по рыночной цене.
В 2006 году «Роснефть» стала публичной компанией, продав акции на Московской и Лондонской биржах на общую сумму 10,7 млрд долларов, что стало крупнейшим для того времени IPO.
Уже в качестве руководителя «Роснефти» в 2013 году Игорь Сечин провел сложную многоуровневую сделку по покупке у британской BP и российского консорциума AAR компании ТНК-BP — третьей по объемам добычи в России. Эксперты описали сделку такими эпитетами, как «блестящая», «системная», «одна из крупнейших интеграционных сделок в мировой нефтегазовой отрасли». По утверждениям международных аналитиков, все было осуществлено на высочайшем корпоративном уровне, который ранее не демонстрировала ни одна компания России. Эта сделка моментально превратила «Роснефть» в крупнейшую публичную нефтегазовую компанию мира, сместив с первого места ExxonMobil. Она резко изменила угол заинтересованности инвесторов к компании, ведь британская ВР стала вторым по величине после государства акционером «Роснефти».
В декабре 2016 года было объявлено о приватизации 19,5-процентного пакета акций «Роснефти». Новыми акционерами компании стали крупнейший нефтетрейдер Glencore и Суверенный фонд Катара (QIA) — один из ведущих инвестиционных фондов мира. Газета Financial Times тогда отмечала, что проведенная вопреки санкциям США и Евросоюза операция — крупнейшее вложение иностранных инвесторов в Россию. В 2018 году Суверенный фонд Катара увеличил прямую долю владения в капитале «Роснефти» до 18,93%, став вторым после BP (19,75%) крупнейшим стратегическим акционером «Роснефти». Переход к прямому владению акциями свидетельствует о том, что QIA доверяет выбранному курсу развития компании и считает вложения в нее инвестиционно привлекательными.
В результате всех этих сделок, а также сделки по покупке ТНК-BP «Роснефть» обеспечила 90% всех приватизационных доходов государства со стороны всей нефтяной отрасли и сформировала сбалансированную структуру акционеров.
В октябре 2016 года было подписано правительственное распоряжение о продаже 50,075 процента акций компании «Башнефть», покупателем которых выступила «Роснефть». Благодаря приобретению «Башнефти» она увеличила объем добычи жидких углеводородов на 10%, а объем нефтепереработки — на 20%. «Роснефть», объединившая в своей структуре вернувшиеся «в лоно государства» добывающие и перерабатывающие активы, должна была стать инструментом для решения важнейших задач национальной энергетической политики. И она с этой ролью отлично справилась.
Международная экспансия
Сегодня «Роснефть» работает практически во всех регионах мира — от Европы до Южной Америки и Африки. Среди стран, где есть проекты компании, — Бразилия, Вьетнам, Индия, Египет, Мозамбик, Китай, Индонезия и другие.
Наиболее показательной стала сделка, позволившая усилить позиции России в немецком реальном секторе экономики. В 2011 году «Роснефть» приобрела у государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA 50-процентную долю в одном из крупнейших неф-теперерабатывающих и сбытовых активов Германии — Ruhr Oel GmbH. В результате сделки перерабатывающие мощности компании расположились в самом центре промышленной Европы.
Все последующие (после первичной сделки) бизнес-операции «Роснефти» в Германии проходили в условиях антироссийской санкционной политики, однако это не помешало компании укрепить свои позиции на европейском рынке. В конце 2016 года Игорь Сечин договаривается о реорганизации Ruhr Oel GmbH, в результате которой «Роснефть» получает прямой контроль более чем над 12% нефтеперерабатывающих мощностей Германии с объемом переработки около 12,8 млн тонн в год. «Роснефть» становится третьим по величине нефтепереработчиком на немецком рынке. При этом компания обеспечивает четверть немецкого импорта сырой нефти — около 23 млн тонн в год. Долгосрочный эффект подобной сделки трудно переоценить.
Рост в цифрах
С начала деятельности «Роснефти» объем добычи углеводородов и газового конденсата увеличился почти в 20 раз, превысив 280 млн тонн нефтяного эквивалента в год. Эффективность таких мероприятий связана с успешной реализацией крупных проектов, внедрением и применением инноваций, совершенствованием методик и приемов эксплуатации зрелых месторождений, а также созданием и развитием новых кластеров.
С 1999 года выручка компании поднялась больше чем в 115 раз, а за 2019 год обеспечен самый высокий уровень дивидендных выплат — это 354 млрд рублей. Коэффициент объявленных дивидендов, в свою очередь, с 5% (2000 год) увеличился в 10 раз — до 50% (2019 год), а периодичность выплат — до 2 раз в год. Чистая прибыль за это время выросла в 50 раз — до рекордных 708 млрд рублей. Соответственно, невозможно не отметить очевидное повышение инвестиционной привлекательности компании.
Еще 19 лет назад налоговая задолженность «Роснефти» составляла 2,3 млн рублей (2001 год). Теперь компания является самым крупным налогоплательщиком страны. По итогам 2019 года величина налоговых отчислений от деятельности в Российской Федерации составила около 3,6 трлн рублей, что соответствует пятой части доходов федерального бюджета. С 2001 года корпорация нарастила налоговые выплаты в 110 раз и в настоящее время ведет активный диа-лог с государством по созданию комплекса фискальных стимулов, необходимых для обеспечения инвестиционной активности и роста экономики.
Сегодня 6% мировой добычи нефти приходится на долю «Роснефти». А ведь только в начале 2000-х было немного больше 6% добычи по стране.
«Роснефтью» проведена колоссальная работа в рамках освоения запасов новых месторождений. Так, за 19 лет без преувеличения выдающийся результат абсолютного прироста показателя доказанных запасов нефти составил больше 42 млрд барр. н. э. А это в 30 раз превышает значение параметра за 2001 год. В 2019 году объем годовой переработки нефти на НПЗ компании сосредоточил 110,1 млн тонн, из которых 100,1 млн тонн — на НПЗ компании в РФ. То есть почти в 15 раз больше, чем на первых этапах функционирования «Роснефти» — в 2001 году объем переработки нефти насчитывал 7,7 млн тонн. Такая динамика говорит о том, что менеджментом стратегически верно выбран вектор ее развития. Кроме того, за 25 лет работы в разы выросли показатели бурения, компания обрела самые современные технологии, укрепила корпоративную науку.
«Роснефть» превосходит конкурентов как на российском, так и на международном рынке и по контролю над затратами: у нее самые низкие удельные затраты в секторе разведки и добычи в РФ и одни из самых низких в мире.
За последние пять лет «Роснефть» стала единственной крупной международной компанией, увеличившей свою капитализацию на 45%, несмотря на постоянное снижение цен на нефть.
С позитивом в будущее
Сегодня, несмотря на влияние в части сдерживания добычи и сроков ввода основных проектов, оказанное соглашением ОПЕК+, и волатильности цен на нефть, деятельность компании с точки зрения финансовых показателей представляется весьма успешной.
Экологическая, социальная и управленческая составляющие (ESG) компании, выступающие основными китами устойчивости, являются трансформационными для «Роснефти» в 2019 году. Низкие удельные показатели выбросов углекислого газа усилили позицию корпорации как одного из лидеров отрасли. Компания продолжает реализацию стратегии в части приверженности целям ООН в области устойчивого развития. Так, «Роснефть» занимает топы международных рейтингов CDP. Высокий уровень социальной ответственности и управления, а также показателей в области охраны окружающей среды позволил компании войти в индекс FTSE4Good Emerging Markets. Кроме того, в 2019 году «Роснефть» присоединилась к «Руководящим принципам по снижению выбросов метана в производственно-сбытовой цепочке природного газа».
При этом «Роснефть» уже опережает многих нефтяных мейджоров в контексте регулирования выбросов парниковых газов. В 2019 году «Роснефть» снизила объем фугитивных выбросов метана на 73%. Также в рамках работы по снижению воздействия на окружающую среду компания вводит в эксплуатацию новые и реконструированные установки НПЗ, расширяя перечень выпускаемой продукции с улучшенными показателями топливной эффективности и низким уровнем выбросов.
«Роснефть» также изменяет структуру производства в пользу более экологически чистых продуктов, увеличивая добычу газа и его долю. В 2013-2019 годах добыча газа компанией увеличилась с 38,2 млрд до 67 млрд кубометров в год — это максимальный абсолютный прирост среди российских независимых производителей.
Арктика — будущее отрасли
В перспективе — строительство масштабной инфраструктуры в Арктике и обеспечение круглогодичного транспорта нефти по Северному морскому пути. Здесь у «Роснефти» идет реализация двух проектов — «Восток Ойл» на севере Красноярского края и бурение в Карском море.
Ресурсный потенциал проекта «Восток Ойл», включающего в себя месторождения Ванкорской группы и новые месторождения Красноярского края, составляет более 5 млрд тонн легкой малосернистой нефти, превосходящей по своим качествам сырье марки Brent. Потенциал поставки нефти на зарубежные рынки оценивается в 2024 году в 25 млн тонн, в 2027 году — в 50 млн тонн, а к 2030 году — до 115 млн тонн. «Восток Ойл» станет мощным генератором роста экономики России. По данным Института прогнозирования РАН, его ожидаемый экономический эффект составит 9,3 рубля на каждый вложенный рубль инвестиций. Реализация проекта даст дополнительно 2% увеличения ВВП ежегодно. Нефть проекта «Восток Ойл» будет направлена на рынки Европы и Азии. А это энергия развития экономики страны, рост ВВП на 2%, 100 тысяч новых рабочих мест.
Более того, «Роснефть» и лично Игорь Сечин стали инициаторами «возвращения в Арктику». Начиная с 90-х годов Арктический регион оказался де-факто забытым и заброшенным как «экономически бесперспективный». Но в сентябре 2014 года Игорь Сечин доложил президенту Владимиру Путину об успешном завершении бурения самой северной в мире арктической скважины «Университетская-1» и об открытии месторождения «Победа». Его суммарные извлекаемые запасы составляют порядка 130 млн тонн нефти и 422 млрд кубометров газа. Таким образом, «Победа» вошла в число крупнейших месторождений мира, открытых за последнее время.
А в июле 2020 года, несмотря на действующий санкционный режим, «Роснефть» самостоятельно начала бурение поисково-оценочных скважин «Викуловская» и «Рагозинская» в Карском море в рамках нового проекта — «Кара-2020». Буровые работы ведутся в районе Новой Земли. Суммарные запасы лицензионных участков «Восточно-Приновоземельский-1» и «Восточно-Приновоземельский-2» составляют почти 2 млрд тонн нефти и 3,7 трлн кубометров газа.
Арктика — это важнейший перспективный ресурс нефтегазового комплекса не только России, но и всего мира. И деятельность «Роснефти» в этом регионе — часть долгосрочной стратегии, направленной на обеспечение глобального энергетического доминирования России на десятилетия вперед.