Молодое государство Республика Казахстан становится серьезной кинодержавой. За последние десять лет впятеро (с десятка до полусотни!) увеличилось количество ежегодных премьер. Казахские фильмы и их авторы получают престижные премии, участвуют в самых серьезных фестивалях, а киностудия «Казахфильм» переживает второе рождение. В рамках Дней культуры Казахстана в России, старт которых совпал в этот раз с празднованием в Москве Дня города, в кинозале Третьяковской галереи показали фильм «Казахское ханство. Золотой трон». Представлял картину автор, режиссер Рустем Абдрашев.
Это вторая часть трилогии «Кочевники» по историческому роману классика казахской литературы Ильяса Есенберлина. Первая – «Казахское ханство. Алмазный меч», вышла в прокат с большим успехом в 2016 году. Для современного Казахстана, ставшего самостоятельным государством 28 лет назад, тема создания в XV веке независимого Казахского ханства очень интересна. А для зрителей, как в республике, так и за ее пределами, важно, что в Казахстане историческое кино снимать любят и умеют.
Более того, создание именно исторического кино готово в Казахстане поддерживать государство. Принятый там закон «О кинематографии» отдает приоритет финансированию исторических и патриотических фильмов. Что понятно: для молодой страны создание кинолетописи – вопрос международного престижа и наглядного позиционирования своей истории в истории мировой.
Но качественные съемки исторической эпопеи – дело затратное, частным продюсерам проще брать не столь масштабные и рискованные проекты. Для того, чтобы окупить вложения в историческое кино, нужна немалая аудитория. Экспортная поддержка государства для продвижения на внешнем рынке, подготовки и участия в престижных кинофестивалях – обязательное условие для коммерческого успеха такого кинематографа. Но эти усилия и затраты со стороны государства имеют все шансы окупиться сторицей.
Казахстан закономерно может рассчитывать на международный успех своего исторического кинематографа. Запрос на такое кино сегодня очевиден, костюмные исторические фильмы в моде. И особый интерес вызывает история кочевников, которая может стать «брендом» казахского кино.
Многие тысячи лет, вплоть до конца XIX века, история человечества двигалась со скоростью лошади. Технический прогресс отменил военные преимущества кочевых империй относительно недавно. Историческая память о них еще свежа, оттого и интерес публики к кочевой романтике не ослабевает. Что уж говорить о народах и государствах, для которых слово «номад» равно слову «предок»? Впрочем, в современном Казахстане и сегодня кочевники составляют немалую часть населения страны. Эти люди бережно сохраняют быт и обычаи кочевого народа, его культуру и историю. И это – огромное преимущество для казахского кинематографа.
Недавно назначенный новый президент киностудии «Казахфильм» Арман Асенов в одном из интервью заявил: «Я пришел к такой мысли, что наш уровень, наша планка, которую мы должны держать и оставаться на ней, это как раз кино о кочевом образе жизни, кино исторического жанра. Мировому зрителю поднадоели «звездные» воины, робокопы. Все хотят чего-то натурального - запаха лошадей прямо с экрана, запаха природы. Это все у нас есть...».
Возразить тут нечего. Остается только приветствовать то, что казахские кинематографисты в международном сотрудничестве отдают приоритет России, как нашему «большому кино», так и динамично развивающемуся региональному кинематографу. Тем более, что, например, с башкирскими, якутскими или татарскими коллегами у казахских кинематографистов немало общих тем. И во многом общая история, общая школа. Как сказал Арман Асенов, «у нас одна киношкола – ВГИК. Мы хотим наполнить наше кино высокохудожественными образами, способствовать воспитанию чувств общности и взаимопомощи в противовес насилию и жестокости, распространяемым во многих американских фильмах. В нашем понятии кино – это искусство, это театр, это литература».
Сегодня «Казахфильм» планирует построить этноаул – средневековый восточный город, который, очевидно, будет востребован не только у казахских кинематографистов. Там же будет сниматься продолжение «Казахского ханства» - фильм «Касым-хан». Киностудия, в которой работали такие мастера, как Любовь Орлова, Иван Пырьев, Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, держит планку на высоком уровне. В планах – открытие высших режиссерских курсов, работа по поддержке талантливой молодежи.
Кинорежиссер Рустем Абдрашев. Фото Олега Злобина
Отдельно надо сказать о впечатлении от новой работы Рустема Абдрашева, которую он анонсировал еще накануне Дней культуры РК в Москве, на пресс-конференции в ТАСС. «Казахское ханство», обе уже вышедшие части - эпопея, которая имеет все шансы войти в золотой фонд классики кино Казахстана. Два с лишним часа каждой серии смотрятся на одном дыхании, видна профессиональная, слаженная работа всего творческого коллектива. Ключевое слово для оценки «Казахского ханства» - мастерство.
Впечатляет тонкое воплощение на экране исторической среды, в которой происходит действие - у зрителя не возникает сомнений в том, что это именно ТО время и ТЕ люди. Отличные натурные съемки, размашистая работа оператора, динамика батальных сцен – крови много, но это не смотрится как фильм ужасов. Это перенесенные на экран реалии эпохи, когда происходило становления молодого государства, со всех сторон окруженного врагами.
Кино – искусство массовое. Представленная на Днях казахской культуры в Москве новая историческая картина – свидетельство высокого уровня развития казахского кино в целом.
Уже этой осенью ждем в прокате новый казахский исторический фильм «Томирис» - о победе степных кочевых племен над персидским царем Киром. Это было 3000 лет назад, но для Казахстана история кочевников остается актуальной всегда. И казахские кинематографисты способны сделать эту историю актуальной для всех зрителей.
Еще одна свежая киноновинка, вышедшая в 2019-м - фильм о домбристе и певце «Амре» американца Джеффа Веспа. Он отсылает нас на сто лет назад. Удивительная история талантливейшего парня, из предгорного Тянь-Шанского аула волею судьбы оказавшегося в Париже, захватывает. Наверное, не все российские зрители согласятся с вольной интерпретацией событий американским режиссером, но лента наталкивает на серьезные раздумья.
И, конечно же, хорошо известные публике фильмы разных лет: «28 панфиловцев» (режиссеры Андрей Шальопа, Ким Дружинин, 2016 г.), «Поэма о любви» (режиссеры Шакен Айманов, Карл Гаккель, 1954 г.) и «Безбородый обманщик» (режиссер Шакен Айманов, 1965 г.) всколыхнут добрые чувства и воспоминания.