Палеонтологам впервые удалось заполучить биоматериалы мамонтов, содержащие живые клетки. Притом найдены они не где-нибудь в Африке, а на российской территории, в Якутии. Гипотетически такая находка позволит исследователям получить генетический код доисторических гигантов, а в перспективе – и создать их современных клонов.
Шанс на развитие амбициозной программы по возрождению доисторических слонов, которую многие ученые воспринимали как утопию и несбыточный проект, дала международная палеонтологическая экспедиция «Яна-2012».
Биоматериал
В работе экспедиции участвовали специалисты из России, Кореи, США, Канады, Швеции и Великобритании. Раскопки проводились в Усть-Янском районе Якутии: именно там часто находят древних животных. В частности, как раз там в 2010 году обнаружили на удивление хорошо сохранившегося мамонтенка Юкку. Рядом с ним лежали тела доисторического бизона и лошади.
Однако те находки еще не могли дать ученым биоматериал, который позволял бы всерьез попытаться клонировать животных. Несмотря на то, что вечная мерзлота хорошо сохранила мягкие ткани и внутренние органы, живых клеток в них уже не было.
Нынешняя находка принципиально отличается от всех предшествующих. Ученые нашли останки мамонта в ледяной толще, на глубине ста метров. В результате в их руках оказались мышечные ткани и костный мозг мамонта, содержащие живые клетки.
Кто клонировать будет?
Клонирование мамонта, пусть и гипотетическое – событие для науки не просто значимое, а эпохальное. Поэтому интерес к сенсационной находке, без сомнения, проявят специалисты большинства ведущих мировых центров, так или иначе связанных с генной инженерией.
О намерении воскресить мамонта и других доисторических животных уже заявлял ранее профессор Киотского университета Акира Иритани. Японец заявил, что попытается выделить ядра живых клеток и трансплантировать их в яйцеклетку современной слонихи, которая таким образом станет суррогатной матерью для возрожденной популяции. Обозреватели отмечают, что для Японии возрождение мамонтов – тема особая: за последние десятилетия она стала почти сакральной.
О намерении вернуть к жизни вымершие виды также заявлял и скандально известный профессор из Южной Кореи Хван У Сук. Несколько лет назад его осудили за плагиат и растрату бюджетных средств. В 2010 году Россия отказалась предоставить ему для изучения материалы мамонтенка Юкки.
Ну а американцы с европейцами не делают столь громких заявлений, зато с большой готовностью вкладывают огромные средства в палеонтологические исследования на российской территории. Притом у США и Европы имеются серьезные козыри: самые современные технологии, щедрое финансирование и огромное количество ученых, работающих в разветвленной сети биомедицинских центров.
Российский уровень: цветы и мышки
Что касается непосредственно российских ученых, то на их счету уже есть недавний крупный успех: им удалось из группы живых клеток восстановить реликтовый цветок, семена которого пролежали в вечной мерзлоте около тридцати тысяч лет. Однако учитывая масштабы финансирования и оснащенность научных центров, представители российской науки до последнего времени, предпочитали говорить о возможности клонирования древних грызунов.
«Сами мы мамонтов не ищем. Во-первых, это дорого: представьте, сколько стоит полноценная долгосрочная экспедиция в те места! Во-вторых, вероятность найти именно такого мамонта стремится к нулю. Я бы начал с чего-нибудь поменьше. С мышки, например. Тем более что замерзшие грызуны, жившие несколько тысяч лет назад, нам попадаются довольно часто», – заявил весной текущего года сотрудник Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Станислав Губин.
Уверенности в выбранном направлении добавляет тот факт, что японскому биологу Терухико Вакаяме уже удалось клонировать мышь на основе клеточного материала, пролежавшего в вечной мерзлоте вдвое меньше российского, то есть около 16 тысяч лет.