Главная Культура 00:03 11 Августа 2017 6198
Евгений Маргулис: «Квартирник» - это жизнь как она есть, в чистом виде

Рок-музыкант дебютировал в роли ведущего телепрограммы «Квартирники у Маргулиса», не имеющей аналогов на нашем ТВ

Юрий Ряжский

Представлять читателю Евгения Маргулиса довольно просто. Любой человек, хотя бы иногда слушающий отечественную рок-музыку, отлично знает имя этого музыканта, а названия коллективов, где он играл, давно стали легендой: «Машина Времени», «Аракс», «Воскресенье», «Шанхай»... С недавних пор он дебютировал в роли создателя и ведущего телепрограммы «Квартирники у Маргулиса», не имеющей аналогов на нашем ТВ. Как это произошло и почему его «квартирники» с сентября переезжают на новый телеканал — в разговоре с корреспондентом «Труда».

— Женя, собираясь на это интервью, я увидел анонс твоего очередного концерта. Цитирую: «Евгений Маргулис. Икона блюзового направления отечественного рока». Вот и не могу не спросить: как ты себя чувствуешь в роли иконы?

— Я честно стараюсь не обращать на такие вещи внимания и никак на них не реагирую. Мало ли кому какие эпитеты навешивают. Я чувствую себя музыкантом, который пытается играть не самую популярную музыку. Блюз вообще нигде в мире не является популярной музыкой, его слушает очень небольшое количество народа.

— За свою жизнь ты играл во многих группах, но дольше всего — в «Машине Времени». Так?

— Да, больше 20 лет.

— А «Машина» — это всегда масштаб: концертные залы, стадионы, Красная площадь. Если телеконцерт, то минимум на «Первом». А ты вдруг все это бросил и ушел в минимализм: небольшие клубы, малые залы, «концертники» в такой домашней обстановке на не слишком крупном канале. Почему вдруг потянуло к скромности, к малым формам?

— Мне очень нравится наблюдать за реакцией людей, которые слушают тебя на расстоянии вытянутой руки. Сразу видно, кто нормальный, а кто идиот. А если серьезно, то в клубе перед тобой сидят человек 400-500, которые пришли именно к тебе. Я вижу их эмоции — и это кайф. А стадионы — это масса людей без лиц. На подобные концерты обычно приходят люди, которым лично на тебя по большому счету пофиг, — им важна тусовка.

— Я процитирую твои же слова из одной книги: «В Москве мы знали всех. Приезжаешь на очередной сейшен — одни и те же рожи сидят, что вчера и позавчера. Ну добавилось, может, человек пять. Хотелось нового простора». Выходит, наелся ты просторами?

— Это было сказано в конце 70-х, там закладывался немного другой смысл. В то время «Машина Времени» была такой полузапрещенной группой, поэтому в определенных кругах было модно ходить на ее выступления. И вот мы приезжали с концертом в условное Фрязино и видели в зале тех же людей, которые вчера были у нас на концерте в Черноголовке. Умом-то мы понимали, что помимо Москвы и Подмосковья в стране существуют другие города и другие люди, а глазами этого не видели. Уже потом были и новые просторы, и новые залы...

Возвращаясь к «малым формам». Сейчас в клуб на тебя приходят не потому, что это модно, а потому что тебя знают и даже, наверное, скучают по твоим песням. Еще важный момент: почему я последние пару лет стараюсь играть акустические концерты? В акустике все по-честному, там ничего не надо маскировать компьютерными штучками. Акустика проверяет артиста на вшивость. Так вот, мы играем хорошо.

— А как же заработки? Или деньги тебя уже не интересуют?

— Деньги меня очень даже интересуют. Но они не главное. Я спокойно уходил из самых популярных коллективов, где хорошо платили, но мне там что-то не нравилось. Просто я люблю получать удовольствие от того, что делаю, и при этом не считаю, что музыка — это работа. То есть я придумал себе офигительное хобби, которое еще и приносит деньги.

— Значит, ты всю жизнь не работал, а кайфовал?

— Конечно! Нет, подожди, я работал — до 1979 года. А потом перестал. Когда понял, что музыкантом быть значительно веселее, чем медиком.

— Когда ты пару лет назад запустил телепрограмму «Квартирник у Маргулиса» на канале «Че», многие удивились. Во-первых, отечественный рок на нашем ТВ появляется крайне редко...

— По-моему, вообще не появляется.

— Во-вторых, удивила сама обстановка на съемках — какая-то почти домашняя, из 70-х, но с технологиями XXI века. Ты можешь рассказать, откуда вообще это выросло?

— Все просто. «Че» прошел ребрендинг, ему требовалось что-то новое для эфира. А я отлично знал руководство холдинга, куда этот канал входил. Идея программы была готова раньше, мне оставалось только ее озвучить. И получить добро на подготовку пилотного выпуска. Начинать тяжело. Поскольку подобных программ на ТВ не было, музыканты ко мне особо не рвались. Первым был Саша Скляр из «Ва-Банка», которого я сорвал для съемок с дачи в 37 градусов жары. Мы сделали «пилот», канал его принял и подписал договор еще на пять выпусков. Потом на десять. И пошло-поехало... До тех пор пока на канале в очередной раз не поменялась власть.

В общем, сообщаю, что «Квартирники» меняют прописку и начинают выходить на НТВ. Этот канал выкупил отснятые, но не прошедшие в эфире «Че» программы, которые просто валялись на полке. Хотя там были очень занятные записи: например, я с Лешкой Романовым. Юра Шевчук, который вместо положенных полутора часов отыграл три. Очень классная группа «Мгзавреби».

— Теперь это все покажут на НТВ?

— Да, начиная с сентября.

— Уже известно, кто будет открывать твои новые «Квартирники»?

— «Машина Времени», кто же еще... Концерт был записан раньше, но в эфире его не показывали. Я уверен, что программа понравится — во-первых, ребята играли акустику; во-вторых, я их раскрутил на песни аж из 1971 года. Так что будет весело и интересно.

— Кандидатура первооткрывателя не вызвала отторжения у руководства канала?

— Вообще без проблем. Мы же в программе не о политике — мы о музыке говорим. А иногда и поем.

— А твои гости всегда играют именно акустические концерты?

— По-разному. Да, в основном акустика, но есть музыканты, которые играют только в электричестве. Например, группа «Рекорд Оркестр» — громко, бешено и нагло. Макс Покровский. Князь. Я раньше особо в историю «Короля и Шута» не въезжал, но от Князя получил просто дикое удовольствие.

— Кто еще в планах?

— Пока не потрошенными мной остаются Гребенщиков, «Мумий Тролль». Очень хочу успеть снять «Бригаду С», пока они снова не разбежались.

Из того, что мы сняли, но не успели показать, у нас, к сожалению, накрылся один жесткий диск с питерскими группами Billy’s Band и «Танцы Минус». Очень смешные получились концерты, и впервые в истории программы все записи накрылись, ничего не сохранилось. Но я обязательно сниму их по новой, оно того стоит. Сложность в том, что я гастролирую, они гастролируют, нам нужно как-то совмещать наши графики, чтобы все оказались в одно время в Москве. Потому что передача в производстве достаточно дорогая, а денег, чтобы музыканты специально приезжали в Москву на съемки, никто не даст.

— Съемки «квартирников» проходят в небольших помещениях-лофтах, что там может быть дорого?

— Слушай, мы снимаем сразу на шесть камер и пишем многоканальный звук. Работает очень профессиональная команда от агентства FreeMotion Group — совсем недавно они получили Гран-при на фестивале US International Film & Video Festival в Лос-Анджелесе. До этого дважды были серебряным призером The Cannes Corporate Media & TV в Каннах. Так что у нас все серьезно.

— У тебя на программу в качестве гостей приходят в основном мужики. С ними проще?

— Не согласен. У меня были Варя Визбор, Инна Желанная. Была Louna (Лусинэ Геворкян). Классная певица, солистка группы ГильZа Леся Гисматулина. Очень хочу снять Айову (солистка группы Iowa Екатерина Иванчикова) — она прикольная, и у нее есть акустическая программа. Интересно посмотреть, что из этого получится.

— А вообще список кандидатов на программу ты составляешь сам или это делают продюсеры канала?

— Музыканты всегда на мне. Был случай на «Че», когда там попросили, чтобы я снял Армена Григоряна с группой «Крематорий». Но эти ребята у меня и так были в планах.

— С отказами часто приходится сталкиваться?

— Минимально. Настя Полева не захотела записываться сольно, но спела вместе с «Би-2». Еще Слава Бутусов отказался. Сказал, что форматы «квартирников» он с детства не любит. Ну, его право.

— К тебе приходят гости, большинство которых относятся к категории звезд. Сложно управляться с людьми с амбициями?

— У меня не забалуешь. Мы всегда четко ставим задачу. Опять же, большой плюс в том, что мы пишем все как есть. Если случилась какая-то лажа — кто-то слова забыл, просто сбился, — я никогда не останавливаю запись. Это смотрится значительно интереснее, чем смонтированная «правильная» версия. «Квартирник» — это жизнь как она есть, в чистом виде.

— Тебе не кажется, что съемки в одном городе и в одной студии снова приводят тебя к формату «фрязинских сейшенов», на которых сидят одни и те же люди?

— Мы думали над выездными съемками. С Чижом (Сергей Чиграков. — «Труд») даже съездили в его родной Дзержинск, где на пару сыграли концерт на местном рынке. Народ был в шоке... Понимаешь, все опять упирается в деньги. Очень дорого выходит. Съемочная бригада — это человек 10, которых надо селить в гостиницу, привозить-увозить, кормить-поить в конце концов.

— Опыт телеведущего для тебя в новинку. Как тебе эта роль, понравилась?

— Телеведущим меня назвать сложно. Я скорее такая «говорящая голова» внутри музыкальной программы.

— Были вещи, которые лично тебя удивили в процессе съемок и показов «квартирников»?

— Я вообще не ожидал, что программу будут смотреть всякие серьезные люди. Не буду называть фамилий, но мне несколько раз говорили: «Жень, отличная программа!» При этом я сам абсолютно равнодушен к телевизору и редко его включаю.

— Зато, замечаю, ты активен в социальных сетях, в отличие от многих твоих коллег.

— Точнее, в одной из них. Просто там я размещаю информацию о плановых концертах. В мае ездил выступать в Израиль, и это был первый раз, когда промоутер обошелся без рекламы вообще. Ее не было ни на радио, ни на телевидении. Даже афиш не было. Только информация в интернете. Результат? Свободных мест не было, площадка — а мы играли на крыше — битком.

— Давай представим себе ситуацию, когда ты бы мог на один вечер собрать в группу любых музыкантов. Кого бы ты позвал и на какие позиции?

— Барабаны, безусловно, — это Джон Бонэм из Led Zeppelin. Бас-гитара — Джако Пасториус. Саксофон — Майкл Брекер. Гитара, конечно, Джими Хендрикс. За клавиши, скорее всего, Джона Лорда из Deep Purple, потому что он крутейший.

— Погоди, а себе-то ты какое место определил?

— Ну в этом составе я мог бы быть просто певцом...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33399
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8013
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4921
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4736
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4510
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 4004
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...