Украинские разведчики намеревались устроить серию взрывов, которые должны были посеять панику среди отдыхающих в Крыму людей. Об этом сотрудникам ФСБ на допросах рассказали выжившие сотрудники Главного управления разведки министерства обороны Украины (ГУР МОУ).
Диверсанты были в изобилии снабжены взрывными устройствами, магнитными и противопехотными минами, ручными гранатами. Однако использовать этот арсенал для устранения руководства республики или разрушения промышленных предприятий они не собирались. Вместо этого они планировали произвести серию терактов, которые не предполагали гибели людей, но должны были распугать отдыхающих, и, по словам одного из диверсантов, «убить туризм в Крыму».
Ранее российские спецслужбы, рассматривая захваченный арсенал захваченных у украинцев взрывотехнических средств, пришли к выводу, что те планировали диверсии против критически важных для жизнеобеспечения полуострова инфраструктурных объектов. Версия эта выглядит тем более убедительно, что ранее украинские националисты при поддержке Киева неоднократно пытались бить именно по жизнеобеспечению полуострова: осенью 2015 года блокировали подвоз продуктов питания, а затем подорвали линии электропередач, оставив двухмиллионный регион без энергии на зиму.
Теперь следователям предстоит проверить правдивость слов украинских военных. Не исключено, что незадачливые ГУРшники просто пытаются смягчить возможное наказание, и с этой целью рассказывают о планах на бескровные теракты.
Две стаи
По данным ФСБ, заброска диверсантов проводилась двумя группами. Одна – из семи человек – переправилась на надувных лодках через Перекопский залив и высадилась в районе Армянска в ночь на 7 августа. Как отметили российские контрразведчики, диверсанты были одеты в камуфляж еще советского образца. Им удалось обойти пограничные посты, однако в нескольких километрах от побережья их обнаружил патруль отряда ФСБ «Вымпел».
Российские спецназовцы вызвали подкрепление и вступили в бой с противником. В ходе перестрелки обе стороны понесли потери: сотрудникам ФСБ удалось застрелить двоих диверсантов, но один из вымпеловцев получил смертельное ранение. Пятеро выживших диверсантов были блокированы и предпочли сдаться.
От них стало известно, что мины и взрывчатку на полуостров должна забросить другая группа, на которую тут же была начата охота. Однако информация о перестрелке просочилась в местные СМИ; в результате украинские агенты успели передать сообщения второй группе, и та затаилась. На поиски были направлены большие силы спецподразделений, задействованы вертолеты и беспилотники.
Украинская сторона, пытаясь помочь своим диверсантам, начала перестрелку на границе. СМИ сообщали о двух боестолкновениях. Огонь по российским военным велся не только из стрелкового оружия, но и из бронетехники. В результате один из российских военнослужащих погиб.
Тем не менее, в ночь на 8 августа десантники 247-го десантно-штурмового полка ВДВ обнаружили вторую группу диверсантов на подходе к Сивашу. Очевидно, после срыва операции по заброске взрывчатки украинцы решили вернуться в Херсонскую область по мертвому морю. В сгустившейся темноте между российскими десантниками и украинскими разведчиками завязался бой. В ходе перестрелки пуля попала над воротником бронежилета одного из десантников, еще несколько военных были ранены.
На месте столкновения были найдены 20 самодельных бомб, а также мины и средства подрыва. Общая мощность арсенала составила 40 кг в тротиловом эквиваленте.
Паспорт врага
По мнению ФСБ, захваченной группой диверсантов командовал кадровый сотрудник ГУР МОУ Евгений Панов 1977 года рождения. По информации украинской прессы, мужчина является уроженцем Энергодара. В 2013 году, во время Евромайдана в Киеве, он руководил местной «самообороной», а с весны 2014 года участвовал в карательной операции против самопровозглашенных республик юго-востока страны.
Сразу после первых допросов на полуострове началась зачистка агентурной сети, на помощь которой и опирались украинские военные, готовя диверсионный рейд. Среди задержанных есть как российские, так и украинские граждане. Сообщается, что большая часть диверсантов была набрана из жителей Крыма, которые прошли подготовку в лагерях ГУР МОУ. Впрочем, подлинность паспортов части задержанных вызывает у российских спецслужб сомнения.
Нормандский формат обнулен
В течение всей операции по поимке диверсионных групп российские официальные лица и силовые структуры хранили молчание. Украинские политики, СМИ и общественные деятели, напротив, вовсю упражнялись в красноречии, очевидно пытаясь убедить аудиторию, что украинская сторона не имеет никакого отношения к происходящему в Крыму. В числе версий назывались учения российских военных, якобы отрабатывающих нападение на Украину с юга, а также бунт и дезертирство группы военных из РФ.
По завершении операции президент России Владимир Путин заявил, что Украина перешла к тактике террора, и призвал европейских и американских лидеров определиться: хотят ли они урегулирования ситуации или того, «чтобы их клиенты и дальше занимались провокациями». Глава РФ также пообещал, что инцидент с гибелью российских военных не останется для Украины без последствий.
СМИ обратили внимание на слова Путина о том, что крымский диверсионный рейд фактически делает бессмысленным нормандский формат переговоров. По мнению некоторых обозревателей, это может означать, что Москва в ближайшее время освободится от «опеки» Франции и Германии и принципиально по-другому начнет общаться с Киевом.
Украинское же руководство пока предпочитает делать вид, что ничего серьезного не произошло. В частности, президент республики Петр Порошенко назвал реакцию России «фантазиями» и «поводом для очередных угроз».