"Арктическое море" пропало в Атлантике

Сухогруз с россиянами исчез при загадочных обстоятельствах

История с исчезнувшим в конце июля этого года у берегов Европы сухогрузом Arctic Sea с российским экипажем становится все более таинственной. Российская сторона судно не ищет, а эксперты считают, что разгадку этой истории нужно искать в характере груза, находившегося на борту корабля.
 
Напомним, что сухогруз с экипажем из 15 россиян, официально груженный пиломатериалами стоимостью 300 тыс. евро, принадлежащими крупнейшему европейскому производителю бумаги компании Stora Enso, вышел из финского порта Пиетарсаари 22 июля 2009 года. Доставить груз Arctic Sea должен был в алжирский порт Беджайя 4 августа, но вскоре после отплытия с кораблем произошел первый загадочный инцидент. Ночью 24 июля в Балтийском море неподалеку от шведского острова Аланд на судно с надувных лодок высадилась группа из десяти неизвестных людей, одетых в черные гидрокостюмы и с масками на лицах. Они связали экипаж и в течение 12 часов искали что-то в трюмах. Затем они жестоко избили несколько членов экипажа и покинули сухогруз, так и не взяв деньги и ценности. По крайней мере, именно такую трактовку событий капитан Arctic Sea передал судовладельцу - компании Solchart Arkhangelsk Ltd. Причем сообщил об этом он лишь через неделю после инцидента.

Предположение о том, что судно обыскали сотрудники шведских спецслужб, официальные власти этой страны опровергли.

Далее события вокруг сухогруза приняли еще более странный оборот. Вместо того, чтобы зайти в ближайший порт и заявить о нападении, экипаж корабля как ни в чем не бывало продолжил свой пусть к порту назначения.

30 июля, находясь уже в западной части Бискайского залива, капитан сухогруза в установленное время вышел на связь с судовладельцем, после чего корабль таинственно пропал. Сообщать о своем местонахождении владельцам капитаны обязаны не менее двух раз в сутки, но передатчики Arctic Sea после 30 июля замолчали. Кроме того, крупное судно пропало и с радаров операторов, осуществляющих сопровождение судов у берегов Европы. Никаких сигналов бедствия с сухогруза никому не поступало.

Сухогруз ищут лишь европейские спасательные службы, но пока безрезультатно. Как заявили "Труду" в Минтрансе РФ, в настоящее время никаких поисковых операций российские спасательные службы не проводят, потому что Arctic Sea ходит под флагом Мальты и его судовладелец также имеет иностранную юрисдикцию.

Минобороны РФ распространило заявление, в котором говорится, что "оповещение об исчезновении Arctic Sea передано на все корабли и суда военно-морского флота России".

По мнению экспертов, разгадка этой истории может скрываться в характере истинного груза на борту корабля.

- Обычная практика, когда военные пользуются гражданскими судами для маскировки и перевозят на них свои грузы, поэтому не исключено, что и Arctic Sea вместе с пиломатериалами был гружен чем-то секретным, о чем его капитан мог и не знать, - рассказал "Труду" один из капитанов российского флота.

 

Мнение



Михаил Войтенко, начальник информационно-аналитического отдела ОАО "Совфрахт":

- Я уверен, что вся история с сухогрузом Arctic Sea произошла из-за какого-то особого груза на нем. Это может быть что угодно: наркотики, оружие, секретная документация. Внезапно затонуть судно просто не могло, потому что тогда бы на нем сработали аварийные буи. Версия о пиратах также сомнительна. Скорее всего, не удовлетворившись обыском 24 июля, "люди в черном" вновь высадились на судно и увели его в какую-то заранее подготовленную гавань.

Если это не пираты, то кто тогда? Никто этого сейчас не знает. Судя по всему, это превосходно организованная и разветвленная структура, опирающаяся на мощные ресурсы. Странно, что российские спасатели не получили указания на проведение поисковой операции. Экипаж на судне полностью российский, а то, что у судна иностранный флаг, в данном случае не столь важно. У нас большая часть торгового флота уведена в офшоры, где налоги на судовладельцев сведены к минимуму. Но одной России с поиском не справиться, к нему надо подключать все страны, мимо которых пролегал курс судна.

Кстати, нельзя исключать, что судно могли похитить по ошибке, приняв за другое. Экипаж Arctic Sea набирали в основном в Архангельске. Я связывался с родственниками моряков, они сейчас сильно напуганы и молчат.