Одним из недовольных стал Олег Дерипаска, который как уже писали СМИ, развернул настоящую информационную войну с целью дискредитировать сам процесс продажи госсобственности. В результате с подачи алюминиевого магната целый ряд изданий опубликовал статьи различных экспертов, подозрительно похожим образом критикующих действия власти и подвергающих сомнению итоги первых конкурсов «второй волны». Одни из последних таких критических публикаций вышли в журналах «Эксперт» (N26 от 2 июля) и «Компания» (N26 от 6 июля).
Причин такому поведению олигарха, сколотившему свое состояние на не самой честной первичной приватизации в 90-е, несколько. Его компании начали было участвовать в новой распродаже госсобственности, однако, не имея серьезного финансового (бизнес у О.Дерипаски катиться под откос) и административного ресурса (ходят слухи о его значительном ослаблении по хорошо известным в московской тусовке причинам) бизнесмен начал проигрывать конкурс за конкурсом. В двух из трех аукционов он потерпел поражение, и теперь хочет приостановить процесс продажи активов, на которые имеет виды, путем развертывания истерии в СМИ. В случае успеха, опять же, «БазЭлу» будет проще оспорить те конкурсы, где он и его «дочки» проиграли.
Учитывая ресурс олигарха и активы, стоящие на кону, стрелы в новую приватизацию полетели со страниц известных изданий. Вот журнал «Эксперт» удивляется итогам конкурса по продаже половины «Объединенной зерновой компании» (ОЗК), акцентируя внимание на странностях выбора победителя. Позиция журнала как бы случайно совпадает с позицией, проигравшей в конкурсе «Кубани» Дерипаски — и тут же подкрепляется комментарием ее представителей. Выглядит странным, что журналист и редакция однобоко подошли к освещению этой ситуации.
Тем же путем идет и журнал «Компания». В статье высказываются предположения о том, что процедура выбора стратегического инвестора для ОЗК проходила непрозрачно и непонятно, намекая на использование административного ресурса победителем конкурса. «Кубань» правда, благоразумно в статье не фигурирует как пострадавшее лицо — но обличительный порыв весьма однозначен.
Стремясь подкрепить свои тезисы, «Ко» ссылается на возбужденное по итогам приватизации дело ФАС, якобы усмотревшей признаки нарушения конкуренции при продаже ОЗК. Однако факты идут вразрез с моделируемой реальностью — 9 июля служба закрыла дело (открытое с подачи той же «Кубани»), не найдя никаких нарушений в действиях ни ОЗК ни и ее инвестконсультанта «Тройки Диалог».
«Возбуждение дела является нормальной практикой для Федеральной антимонопольной службы. ФАС пыталась понять, справедливы ли доводы агрохолдинга «Кубань» о том, что процедура была настолько закрытой, что помешала «Кубани» принять участие в конкурсе и победить в нем», — сообщил РБК источник в ФАС. «Мы выслушали доводы всех сторон, внимательно и спокойно разобрались в ситуации. «Тройка Диалог» детально информировала и приглашала участвовать в допэмиссии не менее 20 компаний, которые соответствовали квалификационным требованиям. В нашем понимании, все было организовано на уровне лучших международных стандартов», — подчеркнул собеседник агентства.
Алюминиевый король России затеял опасную игру — попытки крупного бизнеса давить на государство через СМИ могут закончиться печально и свести остатки административного ресурса к нулю. Так, в Белом доме уже не скрывают раздражения медийной атакой главы «Русала», хотя пока и не комментируют ее официально. «Может варежки поехать шить», — намекнул высокопоставленный источник в правительстве, добавив, что «так вести себя уже давно нельзя».
И действительно: нынешние действия Дерипаски выглядят нормально для «медийных войн» конца 90-х, но совершенно несовместимы с сегодняшней российской бизнес-реальностью. Пожалуй, это первый в последнее время случай, когда капитал демонстрирует подобное неуважение по отношению к власти. Последняя, как показывает практика, такое отношение к себе не прощает, а повод у нее всегда найдется, так как за бизнесменом уже числится целый ряд просчетов. Владельцу «БазЭла» уже многое прощали — и восстание в Пикалево, и смытый в море сочинский порт, — однако терпение властьпредержащих вовсе не безгранично. При этом совершенно неважно, на какой из властных лагерей идет атака — в таких ситуациях власть консолидируется и дает мощный, совместный отпор.
Впрочем, О.Дерипаска идет в ва-банк не от хорошей жизни, а скорее от отчаяния. Некогда несокрушимая империя алюминиевого магната дала трещину во время кризиса, а теперь просто трещит по швам, раздираемая конфликтами акционеров, судами и хроническими убытками. К многолетней судебной тяжбе с бывшим партнером по алюминиевому бизнесу Михаилом Черным добавился судебный процесс с Виктором Вексельбергом, чей Sual обвинил Дерипаску в сговоре с швейцарским акционером «Русала» Glencore и нанесении ущерба. Ранее Вексельберг демонстративно покинул пост главы совета директоров компании, заявив, что та находится в глубоком кризисе из-за действий основного акционера (Дерипаски).
Долги у бизнесмена по-прежнему очень крупные, цены на алюминий падают, «дочки» основного холдинга (да и сам «Базовый элемент») либо приносят убытки, либо такую скромную прибыль, которая не покрывает всех расходов на обслуживание долга и т.п. Ситуация стабильно тяжелая, и в ней трудно выделять средства как на крупные покупки, так и на инвестпрограмму (которую теперь запрашивает у покупателей государство).
В результате — классическое положение «глаз видит, да зуб неймет», в котором Дерипаска пытается не допустить оттока активов конкурентам за счет приема «так не доставайся же ты никому». И ради этого он даже готов забыть уроки ЮКОСа, встревая в дела на уровне государства. Будет ли эта ошибка для него роковой, станет понятно из последующих действий и реакции властей.