Главная Культура 00:33 11 Июня 2015 3136
Какой пианист не любит быстрой игры?

Сегодня у знаменитого музыканта Дениса Мацуева юбилей. Осталось выяснить: ему всего 40 или уже 40?

Сергей Бирюков

Понятие «средний возраст» с Денисом увязывается плохо. Давать по 220 концертов в год, проводить дюжину фестивалей в самых разных концах света, при этом успевая поиграть с друзьями не только на сцене, но и на футбольном поле, — на такое способен только человек с неудержимой юношеской энергией. Но когда посмотришь список этих артистов-партнеров — все звездные дирижеры мира от наших Темирканова и Гергиева до патриархов Меты и Мазура, лучшие солисты планеты уровня Спивакова и Башмета, — то понимаешь, какой высоты орбита у нашего героя.

– Денис, сколько же произведений в вашем репертуаре?

– К сегодняшнему дню это 47 концертов для фортепиано с оркестром и 23 сольные программы. У меня за много лет выработался темп: в год выучиваются три новых концерта с оркестром и одна сольная программа. Это уже своего рода спортивный интерес и вопрос педантичности: если почему-либо норма осталась недовыполненной, то на следующий год ты должен самому себе еще один лишний концерт и, допустим, полторы сольные программы.

– Интересно, в каком возрасте вы впервые сыграли 1-й концерт Чайковского?

– Это случилось еще в иркутском детстве при довольно забавных обстоятельствах. К своей первой учительнице Любови Николаевне Семенцовой я пришел совсем не «белым листом»: папа у меня – композитор, пианист, много лет заведовал музыкальной частью в драмтеатре и преподавал в театральном училище, мама – тоже преподаватель фортепиано. Вся родня на чем-то играла и, конечно, пела. Я бегал на все звездные концерты в филармонию, не вылезал из театральных кулис... Играл рапсодии Листа, импровизировал на темы из любого кинофильма или оперетты, чем заслужил популярность в школьном классе, особенно в женской его части... Ну и как-то признался Любови Николаевне, что разучил концерт Чайковского – по слуху! Она, сдержав улыбку, согласилась прослушать первую часть. И по окончании игры уже вполне серьезно заметила: «Ты сыграл, может быть, процентов 20 тех нот, которые нужны, но главное уловил».

– Какое время своей жизни считаете самым счастливым?

– Трудный вопрос. Но, пожалуй, скажу: первые годы после переезда в Москву, когда поступил в ЦМШ к Валерию Пясецкому, а потом к моим консерваторским учителям Алексею Аркадьевичу Наседкину и Сергею Леонидовичу Доренскому. Мы ютились с родителями в съемной однушке на проспекте маршала Жукова, но нам не было тесно, потому что это было время огромного душевного подъем и надежд. Квартира находилась на первом этаже, с одной стороны – сосед-забулдыга, с другой лифт, а сверху жила глухая старушка. Сосед приходил вечером с работы, стучал в стенку и просил: сыграй мне из фильма «На семи ветрах». Услышав желаемое, он напивался и ложился спать, а я получал возможность заниматься на нашем семейном, привезенном из Иркутска пианино «Тюмень» хоть целую ночь. Так выучены «Симфонические этюды» Шумана, «Мефисто-вальс» Листа, 2-й и 3-й концерты Рахманинова, 3-й Прокофьева и еще очень много музыки… Когда японцы снимали обо мне фильм и дошло до визита в этот дом, они не могли понять, как в таких условиях можно хоть что-то выучить.

– Ваши критики упрекают вас, будто вы умеете играть только очень быстро и очень громко.

– Во-первых, покажите мне пианиста, который не любит быстрой игры… Разве утонченнейший музыкант Святослав Рихтер не заканчивал свои самые сокровенно-философские программы каким-нибудь веселым маршем Шуберта? Во-вторых, с возрастом к умению играть быстро у настоящего мастера добавляется многое другое, и главное – умение играть проникновенно. Это можно назвать виртуозностью высшего порядка. Замечательно завести публику эффектной концовкой, допустим, 7-й сонаты Прокофьева. Но заставить трехтысячный зал затаить дыхание от пианиссимо – куда сложнее. Помню своей первый сольный концерт в Карнеги-холле. Окончание Си минорной сонаты Листа – бесконечно долгий гаснущий аккорд и едва слышная сухая «точка» в басу. Повествование окончено, книга захлопнута. Следует пауза едва ли не той же протяженности, что у этого бесконечного аккорда, – и лишь после нее зал разражается овацией такой силы, какой не было и после упомянутой 7-й Прокофьева. Вот эту «интригу тишины» я считаю куда большим своим достижением, чем крики «браво» после самой громкой музыки.

– У вас случались провалы? Вы бываете собой недовольны?

– Нет людей, с которыми бы такого не случалось. Начать с того, что меня не допустили до финального тура конкурса в Хамамацу в 1997 году. Мы с Сергеем Леонидовичем Доренским до сих пор не понимаем, почему. Но это раззадорило и помогло победить через полгода на конкурсе имени Чайковского… А случается, что и сейчас не всегда удается найти контакт с залом и, не улыбайтесь, с роялем. Ведь у каждого инструмента – свой характер. Вообще рояль для меня – женского рода, моя задача – покорить его и влюбить в себя. Например, недавний сольный концерт в зале Концертгебау в Амстердаме. Многократно там выступал и тамошний «Стейнвей», казалось, знаю великолепно. Но в этот вечер все первое отделение – произведения Листа – превратилось в безуспешную борьбу. Это было просто брыкание, отторжение, рояль не хотел меня принимать. Говорю не о технике – все ноты были сыграны, но инструмент словно спал, звук был тусклым, не раскрывался... Но прошел перерыв, я заиграл Шумана – и возникло совершенно противоположное ощущение полного контакта! Эта часть концерта оказалась одной из лучших во всем том сезоне.

– Говорят, по вашему настоянию губернаторы купили в российские регионы уже полсотни новых роялей.

– Если точно, то за три года их появилось 48, с учетом того, который недавно весной, при содействии губернатора Челябинской области Бориса Дубровского довелось презентовать в Магнитогорске. Это большое достижение – не мое, а этих самых регионов. Помню ведь, на чем приходилось играть в начале своей деятельности… А сейчас просто пошла мода на новые инструменты. Оренбургский губернатор Юрий Берг, с которым мы очень дружим, начал покупать рояли уже не только в областной центр, но и в маленькие поселки: Новосергиевку, Беляевку, Бузулук... Восемь отличных новых инструментов! Только что у меня там прошел очередной фестиваль, мы за день облетели на вертолете четыре города, дали четыре концерта в сельских ДК… Сильное впечатление, особенно когда сразу после Карнеги-холла приезжаешь вот в эту самую Новосергиевку, где новенькая «Ямаха» стоит не то в клубе, не то в школе, точно уже не помню. Причем с той же самой программой, что в Карнеги! И знаете, не могу сказать, какой концерт был по настроению более подъемным. Для публики – я видел по глазам – этот звук был каким-то потрясающим космосом. Это, кстати, моя мысль на ближайшее будущее – сделать сольный тур по малым городам, где я еще не был. Люди истосковались по добрым эмоциям, хватит уже кормить их негативом и нервозностью, чем занимаются в большинстве наши центральные телеканалы…

– Еще один популярный аргумент ваших критиков – близость к власти. Настоящий художник якобы должен ее чураться.

– Дело не в близости к власти, а в том, чтобы мы могли этой власти говорить о наболевшем. Вот как Темирканов в свое время пошел к Путину и полтора часа ему рассказывал, как живут профессора консерваторий, музыканты наших лучших симфонических оркестров и оперных театров, как они по ночам подрабатывают таксистами, потому что иначе нечем семью кормить. Глава государства это внимательно выслушал – и принял принципиальнейшее решение: учредил гранты, которые по сути спасли ведущие коллективы стран. И что, после этого испортились отношения Юрия Хатуевича, скажем, с Евгением Кисиным, который часто высказывается критически о российской политике? Или у Кисина со Спиваковым, который для Жени колоссально много сделал, особенно в его юности? И у меня полно друзей, что называется, из стана оппозиции. Что, они прекратили наши отношения из-за моего общения с президентом на Совете по культуре? Не было такого. Уже то, что Путин 10 лет назад выслушал нас, молодых инициаторов фестиваля «Крещендо» – Лешу Огринчука, Сережу Накарякова, Борю Бровцына, Борю Андрианова, Игоря Федорова, Катю Мечетину, меня, – помогло поднять сколько проблем… Игорь Федоров посетовал, что отличный старинный зал с традициями – Колонный – по сути простаивает. Президент отозвался: «Там у нас что, профсоюзы? С ними тяжело бороться, но попробуем». И возник целый фестиваль симфонической музыки, проходивший семь лет…

– Но, говорят, за рубежом сейчас на артистов, общающихся с Путиным, смотрят косо.

– Что касается меня, за последний год не было никаких эксцессов. В крайнем случае встретишь перед залом пять пикетчиков с антироссийским плакатом – а внутри 3000-ная публика встречает русских артистов аплодисментами и провожает 20-минутной овацией. Да, отменилось прошлогоднее выступление в Киеве – но знаете, еще не было такого, чтобы за мной остался долг и я не отыграл бы сорвавшийся концерт позже. Убежден, что несмотря на усилия многих политиков, не желающих мира, русских и украинцев никто не сможет поссорить.

– Кто-то опасался, что из-за осложнившейся политической обстановки зарубежные музыканты не поедут на конкурс Чайковского, который открывается через четыре дня.

– Музыканты, по-моему, принадлежат к тем людям, что в последнюю очередь думают о политических бойкотах. Конкурс Чайковского с самого начала заявил о себе как мощный миротворец. Вспомните 1958 год, разгар холодной войны – тут из Америки приезжает Ван Клиберн и, сыграв концерты Чайковского и Рахманинова, по сути возвращает нам русскую музыку и русскую пианистическую школу. Точнее, ту ее часть, от которой страна была оторвана в течение послереволюционных десятилетий. Ведь его учила в Нью-Йорке воспитанница Московской консерватории Розина Левина. Наша задача – поддержать ту высочайшую планку, музыкантскую и человеческую, которую задал тогда Клиберн и которую конкурс, бывало, терял. Например, в мое время, кроме лауреатства, он не давал победителю ничего, не оказывал никакой поддержки по дальнейшему продвижению. Свою карьеру надо было организовывать самому. Сейчас, благодаря авторитету Валерия Гергиева – президента конкурса Чайковского, – у победителей будет то, чего не дает ни одно соревнование в мире: помимо первых премий по 30 тысяч долларов, еще и Гран-при размером в 100 тысяч, что в сумме даст самую большую награду в области классической музыки. А еще – дебюты в главных залах мира и с ведущими оркестрами, контракты со звукозаписывающими компаниями…

– Можете описать ваш день в Москве?

– Да его нет, этого дня (смеется). Смотрите, сегодня я прилетел в 5 утра. И сегодня же улечу пол-одиннадцатого вечера. За этот промежуток мне надо успеть час позаниматься за инструментом, провести с десяток назначенных встреч, минимум два часа проговорить по телефону. Потом забежать к организаторам фестиваля «Черешневый лес», поскольку я участвую в его программе, играю концерт Шнитке с феноменальным камерным оркестром «Вена-Берлин». Затем, извините, у меня зубной врач. Вот все это мне надо сделать, а тем временем папа с мамой переложат мой чемодан. Затем – переодеться, поесть и ехать в аэропорт. И это еще довольно щадящий вариант, потому что – редкий случай – днем у меня нет репетиции, а вечером концерта.

– Живете уже, надеюсь, не в однушке?

– Конечно, нет. Но знаете, настоящий дом – только тот, что остался в Иркутске. Я, кстати, ту квартиру берегу и ни за что никому не отдам. Живу в ней, когда проходит мой фестиваль «Звезды на Байкале», когда прилетаю на родину встретить Новый год. Недавно у тополя под окном, к которому я привык с детства, обрезали ветки – у меня словно кусок души отрезали. Так славно было, проснувшись утром, глядеть на его листву, входить с ней в новый день, это внушало уверенность: есть в жизни что-то доброе и неизменное… Ну а в Москве что? Рояль, кровать. Перевалочный пункт.

– При таком ритме жизни хватает времени на чтение, кино?

– Всю недавнюю американскую поездку не выпускал из рук томик Чехова. Когда перелетаешь из Аризоны в Индиану, из какого-нибудь Энн-Арбора в Морристаун, из Чапел-Хилла в Нейплс, и всюду стандартные аэропорты, хайвэи, даунтауны, гостиницы, – перестаешь понимать, в каком месте громадной страны находишься. В такие моменты очень важно поддержать в себе, как говорится, идентичность. И Чехов в этом удивительно помогает. Погружает тебя во что-то такое, что возвращает тебя даже не домой – потому что в современной России это тоже почти исчезло: в атмосферу тонких человеческих отношений, глубоких мыслей, кристального языка. В темпоритм подлинных чувств. Я прихожу в себя благодаря такому чтению. Оно дает тонус, разрядку, очищение… Кстати, не люблю электронные книжки. Вкусы мои довольно-таки традиционны. В телефон у меня всегда закачана «Репетиция оркестра» Феллини, любимые советские фильмы. Или телеспектакли «Соло для часов с боем» со старым МХАТом, «Дальше – тишина» с Пляттом и Раневской, «Возможная встреча» с Ефремовым и Смоктуновским – то, что обожаю детства. Или с десяток знаменитых футбольных матчей – победы «Спартака» его лучших лет, триумф нашей олимпийской сборной в Сеуле, когда мы у бразильцев выиграли со счетом 2:1... Еще – для меня совершенно невозможно написать «я тебя люблю» эсэмэской. Я ведь до сих пор пишу письма ручкой, запечатываю в конвертик, посылаю по обычной почте – и жду ответа…

– Кому?

– Ха-ха, так я вам и сказал! 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6153
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4726
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....