На фоне летней политической дремы это какое-никакое, а событие. Хотя и вызывающее немало вопросов: несмотря на грозное название, подчеркивающее масштаб и боевитость предстоящего действа, о самом ОНФ известно не очень много.
«Фронтовой» сайт дает довольно скупую и бессистемную информацию. Например, на главной странице размещена яркая инфографика, из которой можно узнать, что среди депутатов Госдумы имеются 87 членов ОНФ, правда, имен их не сообщается. Как и то, по каким квотам они попали в Госдуму. А тут еще накануне сегодняшнего съезда в прессу попал текст манифеста ОНФ, который должен быть озвучен перед делегатами. Утечка, обычная в таких случаях, вызвала опровержение официальных лиц. Хотя в обнародованном тексте содержатся вполне разумные предложения.
К примеру, там есть пункт о необходимости «новой индустриализации», которая позволит «создать мощную диверсифицированную экономику, способную развиваться вне зависимости от внешней конъюнктуры, гарантировать экономический суверенитет и военную безопасность».
Также в «слитом» прессе документе звучат призывы «вернуть России роль мирового генератора новых знаний и научных открытий, вновь обрести статус мировой научно-технологической державы», «реализовать историческую миссию России как интеграционного центра евразийского пространства», «сохранить и укрепить наше уникальное государство-цивилизацию», «отстоять единство нашего народа как многонациональной общности».
Согласитесь, ничего крамольного или революционного в этих предложениях нет – и про индустриализацию, и про евразийство, и про российские особенности говорят все последнее десятилетие (и даже столетие!). Заметили толкователи и тот факт, что в тексте «манифеста» ни разу не сказали про демократию. Ну так и в этом ничего удивительного: благодаря многолетним опытам по выращиванию этого фрукта на отечественных черноземах само слово «демократия» стало почти что матерным. А тут все-таки речь идет о массовой мобилизации на «фронт», так зачем же дразнить народ такими выражениями. Впрочем, что из себя будет представлять программа ОНФ в окончательном варианте, мы узнаем лишь завтра, когда закончится съезд. Судя по всему, она явит собой пример идеологической эклектики. С одной стороны, ОНФ позиционирует себя как организация более консервативная и патриотичная, чем «Единая Россия».
Однако тут же выплывают такие сведения, что дух захватывает. Например, сообщение о том, что ОНФ ведет переговоры о сотрудничестве с Игорем Юргенсом, который возглавлял ИНСОР – один из самых либеральных «мозговых центров» страны. Для чего «фронтовикам» связываться с людьми столь либерального толка, понять трудно. Поговорить, поспорить – это, конечно, можно и с идеологическими противниками. Но выработать единую программу и претворить ее в жизнь красным и белым в одном окопе все-таки трудновато будет.
Да и само слово «фронт» подразумевает линию раздела: здесь свои, а там чужие. Как получится на этот раз? Подождем официальных итогов учредительного съезда ОНФ.
Голос
Сергей Черняховский, политолог:
– Сейчас во всем мире наблюдается кризис традиционных партий: у них появилась проблема – чем занять свой электорат в перерывах между выборами. У нас же вообще нет классических партий – все нынешние в России выросли не из социально-политических и экономических требований избирателя, а из идеологических пристрастий. Поэтому их лидеры говорят не о том, что может волновать их избирателя, а о том, о чем им самим хочется поговорить.
А между тем линия фронта как раз есть. Возьмите базовое противоречие: между тем меньшинством, которое хотело бы превратить Россию в периферию западного проекта, и большинством, которое считает, что мы сами должны решать свою судьбу. То есть либо мы вливаемся в общемировую «лакейскую», либо остаемся самодостаточным суверенным пространством. Путин чувствует, что население именно за второй вариант. Еще одна проблема: в России сегодня весьма дефектная «элита». Она не способна ставить долговременные цели и уж тем более их достигать. Создание структуры, подобной ОНФ, поможет перешагнуть через ставшую обузой «элиту» и создать «массократию».
Кроме всего, на съезде возможны и сенсации: главный автор идеи нам известен, а он свои планы редко объявляет заранее...