Главная Культура 00:06 11 Мая 2018 2669
Полюбите пианиста!

Оказывается, не только Ольга Бузова имеет шанс на популярность в массах...

Сергей Бирюков, Казань - Москва
Мир узнал о Люке Дебарге летом 2015-го благодаря выступлению на конкурсе имени Чайковского

Три года назад о Люке Дебарге не знал никто, кроме родных и немногочисленных друзей. Сегодня на его концерты ломится публика всех возрастов и вкусов, даже те, кто к академической музыке имел до того лишь опосредованное отношение. Так было на днях и в Казани, куда Дебарга пригласили сыграть на закрытии ежегодного фестиваля Госоркестра Татарстана «Рахлинские сезоны». Непривычно, с почти бетховенской хваткой исполненный Первый концерт романтика из романтиков — Шопена. Потом — три ярко контрастных биса, охвативших три века музыки, от XVIII до ХХ. Все это при битковом зале, стоящих вдоль всех стен студентах. А после — огромная очередь страждущих за автографами, за совместной фотографией с молодым человеком, чьи огромные грустные глаза могли бы принадлежать и поэту, и математику...

Мир узнал о Люке Дебарге летом 2015-го благодаря выступлению на конкурсе имени Чайковского. Нет, он не получил призового места — «всего лишь» четвертое. Но именно его Равель, его Метнер, и, что особенно трогательно, его «Сентиментальный вальс» Чайковского — простая музыка, которую и детям-то после приготовительного класса стесняются задавать — так взбудоражили публику, что неведомый доселе и немножко «не от мира сего» француз стал чемпионом конкурса по зрительским симпатиям, получил приз Ассоциации музыкальных критиков, приглашение в программу «Вечерний Ургант» и много еще такого, чего иные «звезды» вымучивают себе годами и десятилетиями.

Конкурс Чайковского, с тех пор как его возглавил сверхэнергичный Валерий Гергиев, дает мощный толчок карьере любого лауреата. Но попросите сходу, в течение трех секунд назвать тех самых обладателей первых трех премий, которых жюри предпочло Дебаргу. Уверен, даже не все профессионалы это сделают. А Дебарга назовут тысячи. Смею полагать, не только в нашей стране. Из всей 60-летней истории конкурса Чайковского припоминается только один похожий случай — это легендарный Ван Клиберн, его первый победитель. Но Клиберн был экстраверт, которого можно было полюбить за одну лишь его улыбку, по обаянию сравнимую с улыбкой Гагарина. Дебарг — полная противоположность, он явный и закоренелый интраверт. В отличие от многих теперешних знаменитостей, не поддерживает общение с фанатами в интернете, не вешает туда своих фотографий на каком-нибудь гоанском или мальдивском пляже. По правде говоря, мне и представить себе Люку на пляже гораздо труднее, чем в репетиционном классе или библиотеке. Страничка «ВКонтакте» у него есть, и весьма популярная, но это исключительно обмен концертными видео и слушательскими отзывами об игре. Чем же так держит внимание самой широкой аудитории этот 27-летний парень, не устраивающий шоу на стадионах?

Мы летели из Казани вместе, и, хоть это грех — вторгаться в уединение человека, погруженного в изучение партитур, я не мог удержаться от того, чтобы не задать несколько вопросов.

— Вы играли Шопена, и завтра в Москве вам его играть с оркестром Михаила Плетнева, а на вашем айпаде я вижу ноты Третьей симфонии Сен-Санса, в которой пианисту делать особенно нечего.

— Но какие изумительные мелодии! Какая мастерская партитура! А как замечательно сыграл ее вчера симфонический оркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского... А сколько потрясающих находок в Третьей симфонии Чайковского (партитура на экране меняется — С.Б.), которую завтра в нашей общей программе будет дирижировать Михаил Васильевич!

— Но вы же не дирижер, чтобы так дотошно копаться в подробностях оркестровой музыки.

— Работа с партитурами важна для выработки точной памяти. И не только памяти. Прежде, случалось, я играл недостаточно осмысленно. Сейчас работа моих пальцев в гораздо большей степени продиктована самим смыслом музыки. И знаете, я стал спокойнее. Тогда, сразу после конкурса Чайковского, немного пугал рост числа концертов. Это ведь совсем другая степень ответственности.

— Неужели конкурс, где на кону большой приз, а дорога к нему подобна тяжелому марафону — более простое дело, чем концерт, где все уже решено и нет никакого жюри, только публика?

— Конкурсную программу ты готовишь долго, год или два. И на самом конкурсе у тебя есть первый тур, второй, третий (если, разумеется, ты на них проходишь), чтобы себя показать. Совсем не то — концерт. Ты там представляешь себя целиком. За один раз. И надо постоянно учить новые программы...В 2015 году я не сильно беспокоился о том, как пройду соревнование. Больше надо было волноваться вашим. Например, Лукасу Генюшасу, воспитаннику Московской консерватории, потому что его здесь хорошо знали. Меня же никто не знал, никто ничего от меня не ждал — и чего тревожиться? Я думал только о музыке, занимался с моим профессором Реной Шерешевской...

Прежде чем начать занятия с выпускницей Московской консерватории, давней жительницей Франции Реной Шерешевской, Люка в свои юные годы прошел немалый и непростой путь. Родился в 1990-м в Париже, но вскоре семья переехала в провинцию, где лишь в 11 лет (немыслимо поздно, сейчас начинают в 5-6, а подготовительные развивающие занятия и вовсе в 4 года) мальчик стал учиться музыке. После окончания средней школы бросил регулярные музыкальные занятия, поступил на литературный факультет Парижского университета.

Ситуацию изменило приглашение сыграть на концерте, полученное от мэрии провинциального городка его детства — Компьеня. Это вернуло в музыку, Люка поступил в Парижскую консерваторию, но главные свои уроки стал получать у той самой Рены Шерешевской, ученицы знаменитого Льва Власенко.

Конечно, и встреча с Реной была не случайна. Интерес к России Люка испытывал с ранних лет.

— Без русской культуры невозможно, эмпоссибль, — мы говорим на гибриде двух языков, я практикуюсь во французском, задавая вопросы, Люка преследует аналогичную цель, отвечая по-русски. — Нельзя жить без Чайковского, Чехова, Бородина, Скрябина, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Шнитке... У Шостаковича особенно люблю Четвертую симфонию. В ней — громадная драма, и ее история — тоже драма. Композитор написал ее в 1936-м — году статьи «Сумбур вместо музыки», направленной против него. А услышать смог только в 1961-м... Прекрасный современный композитор — Леонид Десятников. Его балет «Русские сезоны», вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта» замечательны.

— А знаете, что он написал и фортепианный цикл «24 прелюдии» на народные мелодии его родной Украины?

— Да? Было бы интересно познакомиться. Из известных русских композиторов я видел Щедрина — когда приезжал в Мариинский театр играть 1-й концерт Чайковского, 2-й Листа и 5-й «Египетский» Сен-Санса. Родион Константинович был открыт, приветлив...

— Откуда в вас, коренном парижанине, «русская грусть»?

— Из живота (Люка улыбается). Слушать русскую музыку я с начал самостоятельно, еще в детстве. И мое первое ощущение — огромность. Во всех смыслах. Ваша страна велика не только географически — это огромная душа. В литературе для меня это прежде всего Достоевский. В музыке — Рахманинов, Второй и Третий концерты, особенно в исполнении Горовица. Поэмы и сонаты Скрябина в исполнении Софроницкого. Третий концерт Прокофьева в версии Байрона Джайниса и Кирилла Кондрашина. Они же, кстати, и Первый Рахманинова замечательно играли.

Теперь уже и сам Люка — неотрывная часть российского музыкального пейзажа. У него здесь не менее 15 концертов в год, а всего по миру — примерно 70. График выступлений расписан на пять лет вперед. Только в этом сезоне были два концерта в Петербурге: сольный и с оркестром. Еще — Воронеж, Липецк, Самара... В Москве осенью с Михаилом Плетневым сыграли Соль мажорный концерт Равеля и «Прометея» Скрябина...

— Я слушал вашего Скрябина (как и Равеля). Это было очень глубоко. Совсем по-другому, чем это играет, допустим, Денис Мацуев. У того, так и кажется, все вот-вот выплеснется в роскошную джазовую импровизацию.

— Скрябин — это космос, вселенная. Мацуев — один из самых ярких современных русских музыкантов. Их совместный с Валерием Гергиевым Второй концерт Прокофьева — просто класс!.. Скоро буду играть и с Владимиром Спиваковым. А с Борей Березовским мы не только коллеги-пианисты, но и друзья.

Зная, что Люка сам сочиняет музыку (два года назад слышал в Доме музыки его очень крепко сделанное фортепианное трио), спрашиваю, о каких дальнейших композиторских работах сейчас его мысли.

— У меня нет далеких планов, — звучит ответ. — В работе — пьесы для фортепиано: вариации, фантазия... Возможно, скоро начну фортепианный концерт. Но это трудно, требует времени.

— А музыкальный театр?

— Он не может не манить, но я еще технически к этому не готов.

— Какие сюжеты вас могли бы привлечь? Что вы читали в последнее время?

— Мне очень нравятся «Мы» Замятина, «Роман с кокаином» Агеева. Французов, конечно, тоже читаю. Но сейчас для чтения почти нет времени. Я много странствую, в самолетах большей частью изучаю партитуры. А когда попадаю наконец домой, то отсыпаюсь — настолько устаю.

— Ваши родители спокойно относятся к вашим частым поездкам в не очень понятную западным людям Россию?

— Я уже 10 лет живу самостоятельно. И мои поездки куда-либо родители справедливо считают моим личным делом.

Одиночка, интеллектуал, романтик... Мы, кажется, все дальше от ответа на вопрос — как такому человеку, явно не вкладывающему, в отличие от известным нам дутых звездочек, миллионы в собственную раскрутку, играющему отнюдь не «песни Ольги Бузовой», а сложнейшую музыку Скарлатти, Листа, Метнера, удается быть интересным самой широкой публике? В чем его отличие от «обычного» лауреата, безошибочно строчащего все «сто сорок восемь прелюдий и фуг», но не имеющего и малой доли дебарговской харизмы?

Припоминаю, как на одном из концертов, когда публика особенно настойчиво требовала бис, Люка сел и сыграл «Лебедя» Сен-Санса явно по слуху, весьма вольно к тексту, словно мы не на академическом концерте, а на любительской домашней вечеринке. Может, суть в этой спонтанности, в пренебрежении правилами академичной игры? За которое, кстати, некоторые Люку весьма недолюбливают — да-да, есть у него далеко не только страстные поклонники, но и недоброжелатели.

— А кто устанавливает правила академичной игры? — переспрашивает меня Люка. И тут же отвечает: — Это правила профессоров, а не самого искусства. Эти профессора ЗНАЮТ, как надо. Якобы знают. Но между ЗНАТЬ и УМЕТЬ — большая разница. Ты можешь быть прилежным учеником в классе, но выйти на сцену и держать зал на протяжении двух часов или сыграть концерт для фортепиано с оркестром — совсем другое дело. Я стремлюсь быть создателем музыки и артистом, ее играющим. Конечно, важно быть профессионалом. Но также важно и помнить, ради чего твой профессионализм — не ради выполнения правил, а ради самой музыки.

— Но точность текста — первая заповедь исполнительского искусства.

— Не искусства, а ремесла. Есть различие между освоением грамматики и живой речью, правда? И в искусстве, кроме соблюдения текста, существует такое понятие, как импровизация. Важно и то и то. И ты должен понимать, когда уместно одно, а когда — другое. Большинство великих музыкантов прошлого были и феноменальными импровизаторами: Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шопен, Лист, Шостакович. Есть такие и сегодня — послушайте Кита Джаррета (пианиста, играющего как классику, так и свободные джазовые импровизации. — С.Б.). Послушайте Мацуева (с его джазовыми вставками, например, в рапсодию Листа — С.Б.). А вы в курсе, что Рахманинов, играя Шопена, менял текст? Что это же делали Софроницкий, Микеланджели? Они что, не были профессионалами? На Западе сегодня импровизация — такая же дисциплина, как гармония, полифония, форма. Серьезный музыкант обязан ею владеть. В России немного об этом забыли...

Непосредственность, открытость... Мы стали чуть ближе к разгадке секрета Дебарга? Возможно. Но сесть за рояль и вести себя за ним панибратски могут тысячи. А вы послушайте и посмотрите хотя бы концерт Люки на фестивале в Турени, снятый Mezzo. Снято, замечу, в прямом эфире (знак полного доверия от главного мирового музыкального телеканала дорогого стоит), но качество — не просто студийное: высочайшее! В виртуознейших пассажах (мы наблюдаем за работой невероятно нервных пальцев пианиста с расстояния буквально нескольких сантиметров) отчетлива каждая нотка. И это не просто пассажи, а музыка. Его сонаты Скарлатти — это шампанское брют. Его Моцарт вычерчен таким же стремительным и острым штрихом, как рисунки Пушкина в «Маленьких трагедиях». Его Равель — это сезанновская бесконечность красок и ракурсов. Его Лист — сжатая до предела и бьющая наповал пружина...

Такое дается только громадным трудом, громадным вдохновением, громадным погружением в музыку.

— Когда играю, меня нет, — говорит Люка. — Я не существительное, я глагол — «играть».

...Мы уже прилетели в Москву, получили багаж, за моим спутником прислали машину... Остается лишь несколько секунд на последний вопрос:

— Какую главную науку, мысль, мудрость дала вам Россия?

— Мудрых русских выражений так много... Мне очень нравится фраза: «Это было бы смешно, если бы не было так грустно». Интересный и очень жизненный парадокс!

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36253
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8225
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4970
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4073
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4013
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...