Судя по обнародованным недавно планам городской администрации,
Лоббирует идею не первый год владелец некой крупной компании, подвизающийся на демонтаже старых особняков. Молодой, чуть за тридцать, мужчина, объехавший, по его словам, «полмира», именно во время своих зарубежных поездок заразился идеей «многоэтажного домового паркинга». Послушать его, так все крупнейшие города Старого Света давно отдали на откуп автомобилистам свои архитектурные шедевры, перестроив их под многоэтажные паркинги. Разве только в Венеции до этого пока не дошли…
Давно готов у бизнесмена уже и соответствующий проект «компромисса» между архитектурным обликом и большой автонадобностью. Суть проста: оставив в неприкосновенности исторический фасад, снести стены и внутренние перекрытия дома, оборудовав на освободившемся пространстве металлические конструкции с лифтовым устройством. Переустройство одного аварийного здания под автоматизированный паркинг обойдется в миллион евро. Принять такой
— Не понимаю, почему в Италии старое здание в центре можно перепрофилировать под автостоянку, а в Петербурге нельзя, — недоумевал в разговоре с журналистами бизнесмен. — Мы ведь оболочку, то есть фасад, сохраним. А заодно и автомобильную проблему решим! Горожане только спасибо нам скажут…
В городской администрации заинтересовались предложением. И без раскачки, что обычно не свойственно медлительной чиновничьей машине, взялись за составление «адресной программы». В предварительный список будущих «многоэтажных гаражей» попало сначала 180 зданий. Сейчас осталось 17, как оговаривается в документе, «ветхих и аварийных». Но даже при беглом знакомстве со списком знающий петербуржец схватится за сердце: среди приговоренных домов немало памятников архитектуры. Некоторые при должном ремонте могут послужить еще не одно десятилетие.
Эти здания как раз к реконструкции и предназначались. По крайней мере, об этом говорили их жильцам при расселении, а также градозащитникам, выставлявшим протестные пикеты. Характерный пример — дом № 39 по улице Розенштейна. Знатокам Петербурга он известен как «Дом Лялевича». Построен был в стиле модерн в 1902–1904 годах по проекту польского архитектора Мариана Лялевича — это его первая и лучшая работа в городе на Неве. Когда в 2006 году здание признали аварийным и решили снести, на защиту дома встало Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры во главе с заместителем председателя Александром Кононовым и активисты общественного движения «Живой город». Казалось, справедливость восторжествовала: в начале текущего года Совет по культурному наследию Петербурга согласился с доводами защитников, пообещав здание сохранить. Теперь выясняется — для гаража:
— Нас просто дурят, разве вы не понимаете? Наш дом не аварийный, а намеренно доведенный до разрушения, — сказала «Труду» Марина Константинова, жительница другого исторического здания «из списка», что на углу улиц Большой Подьяческой и Садовой. Точнее, одна из немногих оставшихся здесь жильцов, большинство уже расселено. — Он еще вполне крепок, хотя построен в XIX веке. Но его ведь не щадят. Свежий пример: минувшей зимой на чердаке прорвало трубу отопления, которое не ремонтировалось десятилетия. В результате упал потолок квартиры на верхнем этаже. Нам сразу сказали, что ремонтировать не будут, мол, все равно дом сносят.
Между прочим, еще лет
Не реализуется и другая программа с романтическим названием «Фасады Петербурга». Согласно ей, уже к 2010 году практически все старые здания должны были быть у нас как новенькие. Но таковых — считаное число. Фасады продолжают рушиться. Зачастую прямо на головы прохожих.
Как это случилось недавно в Адмиралтейском районе. Там среди ясного дня обрушилась часть архитектурного элемента с дома на Рижском проспекте, 50. Чудом никто не пострадал. Но самое интересное случилось потом, когда общественность узнала о реакции на ЧП управляющей домом компании. Та наотрез отказалась восстановить потерю — руку атланта.
С реконструкциями исторических зданий в городе на Неве всегда были проблемы. Особенности климата у нас таковы, что приводить в порядок те же фасады требуется регулярно. Чуть промедлил, и пошли по стенам пятна, трещины, потекла крыша, отсырели подвалы. А к «вредному» климату добавились в последние годы еще и вибрация от нескончаемого даже ночью потока машин, метро в болотистых грунтах, невежественность при внутренней переделке квартир… Тут никаких денег не хватит, никакого инвестора не завлечь, чтобы следили, поддерживали, подправляли. Другое дело — демонтаж и перепрофилирование. На такие работы инвесторы сами сбегаются! ?
Голос
Мы попросили прокомментировать ситуацию знаменитого кинорежиссера и одного из самых активных в Петербурге градозащитников Александра Сокурова.
— Здания в центре в ужасном состоянии. Многие намеренно подводят под снос, потому что так