Треть жителей планеты находятся на карантине или в режиме самоизоляции. Пока люди томятся в квартирах, в мире обновляется природа. Милый сюжет из Крыма: дельфины подплывают к берегу пляжа — в былые времена они не рискнули бы приблизиться и на выстрел. Прозрачная вода в каналах Венеции, в которой снова расплодилась рыбешка, — кто бы мог подумать! Сокращение автомобильного трафика в городах, радикальное уменьшение количества авиарейсов — меньше выбросов и шума. То, к чему так долго призывали экоактивисты, вдруг свершилось. Жаль, для этого потребовался коронавирус.
За неделю после введения карантина в столице Индии Нью-Дели уровень загрязнения воздуха упал на 71%, он наконец-то стал дотягивать до международных безопасных норм. В Сети фотографии, где видна серо-желтая дымка, которой была окутана столицы Индии еще недавно, — и прозрачный воздух сейчас.
А наша Москва? По сообщениям городских транспортных служб, дороги стали на 60-70% свободнее, чем три недели назад, а ведь именно автотранспорт дает столице 90% вредных выбросов. Снижение трафика привело к уменьшению концентраций оксида углерода и диоксида серы в 5-5,5 раза.
Европейское космическое агентство наблюдает улучшение воздуха в Италии, Франции и Испании, особо отмечая снижение уровня загрязнения в северной Италии, где промышленность и активная городская жизнь встали с начала марта.
А еще на Земле стало тише. Едва ли США, Россия и страны Евросоюза скоро возобновят авиасообщение. Еще недавно разгорались споры о том, как близко от аэропортов можно строить жилье, какой уровень шума вреден для здоровья. И вот в спор вмешался COVID-19, и жители окрестностей, над которыми проходят глиссады, с непривычки плохо спят: привыкли к реву турбин.
Исследователи, изучающие движение Земли, сообщили о снижении сейсмического шума — гула вибраций в коре планеты, что может быть результатом остановки транспортных сетей и других видов человеческой деятельности. Ученые говорят, что это позволит детекторам определять небольшие землетрясения и активизировать усилия по мониторингу вулканической активности и других сейсмических событий. Представляете?!
А еще мы отдалились друг от друга — и в этом есть не только минусы. Существует такое понятие, как число Данбара. Оно означает, сколько людей может составлять круг знакомых у одного человека без ущерба для его психологического здоровья. Развивая идею антрополога Роберта Данбара, психологи полагают, что в день человек не должен встречать больше 200 человек. В наше время любой городской житель по дороге из дома на работу и обратно видит тысячи лиц, а еще коллеги, друзья, бесконечные встречи накоротке...
А теперь линии в общественных местах, отдаляющие нас на социальную дистанцию, затворничество как образ жизни, работа на удаленке. Отдельный вход для водителей и пассажиров сделали в автобусах Швейцарии. В Боготе открыли знаменитое велосипедное кольцо Ciclovia, работавшее по воскресеньям, для ежедневного использования автомобилистами и велосипедистами, чтобы избежать излишнего скопления людей. А в Италии мэр города Каноника-д’Адда в провинции Бергамо на фоне эпидемии коронавируса предписал жителям выходить за покупками только в «мужские» и «женские» дни.
Куда дальше заведет нас стремление к самоизоляции, трудно предугадать. Но ощущение такое, что по возвращении к прежней, без масок и бесконечного мытья рук, жизни большей части человечества придется заново осваивать навыки общежития.
Впрочем, по мнению руководителя программы Всемирного фонда дикой природы «Климат и энергетика» Алексея Кокорина, тихая радость экологов преждевременна. «Снижение выбросов СО2 действительно влияет на климат, но человечество ежегодно выбрасывает миллиарды тонн, экономия в несколько миллионов не сделает погоды и не отсрочит изменение климата, — считает Кокорин. — Усилия должны быть системными. COVID-19 не спасет человека от самого себя. Закончится карантин — и все вернется на прежний уровень. Мы, увы, наверстаем — и с загрязнением воздуха, и с выбросами».
А вдруг этот вирус нас хоть чему-то научит? Хотелось бы дожить и убедиться в этом лично!