Последовать совету менеджера из турагентства? Вспомнить об опыте друзей? Или вдохновиться каким-нибудь сюжетом из телепередач?
Ныне полным-полно специализированных каналов с сугубо туристической тематикой: Travel Channel, Russia Travel Guide, «Моя планета»… Выходят программы о путешествиях и на федеральных каналах. Но сегодня их меньше, чем было еще пять лет назад. На то есть веские причины.
Увидеть Париж – и не умереть
Жанр телевизионных путешествий проделал в нашей стране большой путь. Многие до сих пор с ностальгией вспоминают «Клуб путешественников». Еще бы! Для невыездных советских граждан он был единственным окном в мир. Тогда так и шутили: мы смотрим на мир глазами Сенкевича. Зритель любовался Парижем, вздыхал… и отправлялся на отдых в какую-нибудь всесоюзную здравницу. Программа выходила 43 года и даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как старейшая на российском ТВ.
А в начале 1990‑х окончательно рухнули и железный занавес, и монополия Центрального телевидения. Каналов стало много. Их руководство моментально оценило стремительно растущий спрос на познание мира, и скоро практически на каждом канале появилась своя передача о путешествиях. С аналогичными зарубежными образцами наши мастера голубого экрана тогда знакомы еще не были, а своего опыта не хватало. Снимали кто во что горазд, главная цель – красивая картинка. Многие сюжеты носили откровенно рекламный характер, но это и неудивительно: большие деньги на ТВ только-только начинали крутиться, а поездка целой съемочной группы за границу – дело дорогостоящее. Вот и ездили по заказу турфирм, раскручивающих то или иное направление. Ездили в основном по бартеру: мы вам поездку оплачиваем, а вы нас показываете. На одном канале выходила программа «Вояж», которая и вовсе состояла из любительской съемки турфирм, за смешные деньги размещаемой в эфире.
Но времена быстро изменились, рекламный рынок начал диктовать свои условия. А поскольку туристический бум в России принял масштабный характер, программы соответствующего жанра стали востребованными не только у зрителей, но и у рекламодателей.
На телеканалах сформировалась особая каста, можно сказать, голубая кровь – съемочные группы программ о путешествиях. В то время как одни вели репортажи с мест чрезвычайных происшествий, эти переезжали из одного чудесного уголка планеты в другой. Попасть в эти группы можно было только по блату, а со временем некоторые из них приобрели вид откровенно семейного подряда.
Вместе с запросами аудитории менялся и жанр. Путешественникам было уже недостаточно одной лишь красивой картинки с памятниками – посмотреть на памятники они теперь могли и сами. Нужен был особый, неординарный взгляд на мир, а значит, харизматичный ведущий. Такие немедленно появились.
Проторенными тропами
Одним из самых ярких циклов в описываемом жанре был проект Михаила Кожухова «В поисках приключений». Он выходил на канале «Россия» четыре года. Ведущий не просто путешествовал по разным странам – он вместе со своими героями осваивал наиболее распространенные там профессии: ткал, строил, охотился, выращивал. Иногда получалось хорошо, иногда нет, но почти всегда – забавно. Кожухов не стеснялся попадать в неловкие ситуации и таким образом не только показывал аборигенов, но давал понять, как иногда выглядят в их глазах самоуверенные туристы. Но оригинальный ход подачи материала привел и к некоторым издержкам. Очень скоро оказалось, что сферы деятельности в разных странах довольно похожи: ведущий из выпуска в выпуск ловил рыбу и обжигал горшки.
Много шума в свое время наделала передача «Шнур вокруг света», выходившая на НТВ. В самом деле, увидеть мир глазами эпатажного музыканта-матерщинника Сергея Шнурова казалось крайне любопытной перспективой. Новоиспеченный телеведущий и правда позабавил несколькими эпизодами. Например, будучи в Монголии, настолько вдохновился сохранившимися там памятниками нерушимой дружбы монгольского и советского народов, что немедленно написал на эту тему письмо… Владимиру Путину. И на всякий случай купил себе юрту. А в Венгрии Шнур не удержался и выступил на рок-фестивале, где был встречен с бурным восторгом. И этот эпизод, пожалуй, наиболее органично соответствовал его духу. В целом же неординарный человек Сергей Шнуров оказался весьма ординарным путешественником, идущим проторенными тропами и отвечающим на банальные вопросы. И программа была закрыта из-за низких рейтингов.
Как почувствовать страну
Долгожителем эфира среди ныне существующих программ, конечно, следует считать «Непутевые заметки» с их бессменным ведущим Дмитрием Крыловым («Первый»). Он сразу же вызвал симпатию зрителей ироничной подачей материала. Но программа не избежала головокружения от успехов. Некоторые выпуски стали носить откровенно рекламный характер. Они могли быть посвящены, например, какому-нибудь роскошному круизному лайнеру. Провести отпуск на таком большинству российских зрителей было не по карману. То есть, как в «Клубе путешественников», они снова смотрели на недоступный мир чьими-то глазами. Кроме того, весьма навязчивым стал показ спонсорских продуктов, что вызвало многочисленные пародии. Крылов, рекламирующий в субтропиках на 40‑градусной жаре пачку пельменей с логотипом российского производителя, – это было нечто. И все же обаяние ведущего и его опыт позволили «Непутевым заметкам» удержаться на плаву.
Из последних примеров авторского взгляда на мир – программы для Первого канала, созданные Владимиром Познером и Иваном Ургантом. Два непохожих по темпераменту, жизненному опыту и взглядам человека проехались сначала по Америке, потом по Франции и Италии. Их задачей было почувствовать страну, понять, что такое, например, Америка для американцев. А прогуливаясь по Парижу, Познер так напрямую и спрашивал случайных встречных: «Что значит быть французом?» Среди собеседников попадались весьма любопытные типы. Например, букинист, торгующий в своей маленькой лавочке, оказался поклонником Урганта. Из-за него он даже специально смотрит российское телевидение.
Познер с Ургантом менее всего претендуют на роль гидов. В их фильмах главные герои – не американцы или итальянцы, а они сами. Ведущие постоянно обмениваются впечатлениями от увиденного. И главный урок, который в данном случае может извлечь зритель, – это как получить представление о стране, сосредотачиваясь не на памятниках культуры, а на атмосфере и местном колорите, как научиться прислушиваться к своим ощущениям.
В целом же нельзя не заметить, что программы о путешествиях практически исчезли из прайм-тайма ведущих каналов, да и вообще они постепенно уходят в «кабель».
Сначала едем, потом смотрим
Андрей Корнеев, менеджер туристического агентства:
– В последнее время практически не приходится сталкиваться с клиентами, которые выбирали бы маршрут под впечатлением от телепередач. По ходу оформления заказа мы интересуемся, на чем основан их выбор. Чаще всего ссылаются на опыт знакомых или на отзывы в интернете. Лет 10 назад ситуация была иной. Тогда мы только стали активно открывать для себя мир, начал формироваться средний класс, который мог позволить себе не коллективные туры, а индивидуальные маршруты. Я тогда только начинал работать в туриндустрии и сам мало где еще побывал. И поэтому смотрел много программ о путешествиях, чтобы пополнять свои знания. И замечал, что резко вырастал спрос на конкретный регион, если его показывали, например, в «Непутевых заметках». Теперь такого нет. Наоборот, знаю несколько человек, которые сначала побывают где-то, а потом смотрят фильмы об этих местах. То есть хотят получить свои, никем не навязанные, впечатления, а потом сравнить их с впечатлениями других. А обо всех нюансах – ценах, погоде, местных нравах – они узнают заранее в интернете.