Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- С интересом смотрю по ТВЦ программы, связанные с жизнью Москвы, в частности, субботнее "Городское собрание" - передачу дельную, хотя порой уж чересчур беззубую, благодушную. А ведь есть о чем и в Москве тревожиться, бить во все колокола, и не только ТВЦ: тут беда не столичная, а общенациональная. Прямо напротив Кремля на глазах ветшает и превращается в руину Пашков дом - лучшее создание гениального архитектора Баженова, жемчужина первой величины в городском московском ансамбле. Зажатый со всех сторон назойливой гигантской рекламой, этот несравненный архитектурный шедевр стоит с заколоченными окнами, облупившимися стенами и обваливающейся лепниной. Словно это не здание главного книгохранилища страны - Российской библиотеки, а какой-то бомжатник. Доколе? Ведь скоро процессы разрушения могут стать необратимыми. Хотелось бы поскорее узнать об этом из столичных телерасследований.
Не менее драматична и судьба писательского поселка Переделкино, еще в недавние времена культурного оазиса ближнего Подмосковья, где жили и творили светочи отечественной литературы. Ныне при, не побоюсь этого слова, преступном попустительстве Литфонда это заповедное место становится вотчиной нуворишей, варварски вырубается реликтовый хвойный бор. Вот почему с таким острым, щемящим чувством посмотрел я пятисерийный фильм "Мое Переделкино" Алексея Пищулина (ТВЦ). Дай Бог, если благодаря ему хоть что-то удастся спасти, и уникальное Переделкино не будет дорушено и расхищено.
Петр ГРАДОВ, поэт, драматург:
- Считаю передачу "Момент истины" (ТВЦ) порой чересчур резковатой, но всегда полезной для нашего общего дела - возрождения России. Андрей Караулов, как правило, говорит об очень важном. Например, рассказывает о том, как хорошие начинания В.Путина некоторые чиновники по глупости или умышленно старательно сводят на нет. Президент обещал студентам повысить стипендию, издал указ о том, что с 1 января 2002 года будет выплачиваться социальная стипендия. Но чиновники придумали, что надо представить несколько справок из собеса. И главная глупость - эти справки не могут получить родители и прислать тебе в МГУ, - ты должен сам лететь, к примеру, в Петропавловск-Камчатский за ними. А где студент возьмет тысячи рублей на билет туда и обратно?
Но, предположим, прилетел студент. А в собесе говорят: к нам этот указ еще не поступил. И так везде. Безобразие? Конечно. Можно и позлорадствовать, но Караулов говорит об этом с болью, понимая, что кто-то подставляет президента.
Также убедительно в передаче говорится о том, что горы угля ждут отгрузки, а мы покупаем уголь в Казахстане. О том, что пора наконец большую часть доходов оставлять в регионах, а не стягивать в Москву, а потом рассылать обратно. Говоря об энергетике, Караулов все беды сводит к деятельности А.Чубайса. Я не очень разбираюсь в этом, но мне кажется, надо пригласить Чубайса в передачу "Момент истины", - и пусть он ответит на любые вопросы ведущего.
Лариса ВАСИЛЬЕВА, писательница:
- Смешная передача - "Свобода слова" (НТВ). Своего рода "Куклы" в расширенном и очеловеченном варианте. Всем заранее известно, что будет говорить тот или иной оратор-оракул с его пониманием свободы, которую он, дай ему волю, тут же как неукоснительный закон утвердил бы в жизни. "Кардиограммы" мнений замечательно отражают хаос в сердцах и головах случайно, хотя и подобранно пришедших в студию людей. И ведущий Савик Шустер виден насквозь с его многозначительной манерой мягко, но безапелляционно проводить всем понятную линию.
...Посмотрев на другом канале хорошо сделанную передачу о погибших космонавтах, бестактно прерываемую рекламой, я задумалась: а может, не обмелеют каналы, если ряд передач нравственного характера будут подавать без рекламы? Так проявится знак уважения к умершим, уважения, которого нам сегодня очень не хватает.
Андрей ЗОЛОТОВ, заслуженный деятель искусств, профессор:
- Минувшая неделя вернула нас к проблемам судьбы художника. 70-летие А.Тарковского стало поводом обратиться к некоторым его знаменитым фильмам. А в документальных программах коллеги-кинематографисты, работавшие с ним в свое время, говорили о режиссере, к моему удивлению, неоднозначно. Впрочем, сегодня отношение к его лентам не столь уж зависит от знания биографии их автора. Творения эти воспринимаются уже не как эксперимент, не как самовыражение художника, но как явление, которое будто существовало всегда. Они теперь отдельно от автора живут своей жизнью.
Судьба художника - не в прошлом, а в настоящем - открылась и в передачах-беседах: в "Ночном полете" А.Максимова, где ведущий встретился с питерским режиссером Львом Додиным, который предстал сосредоточенным, серьезным, независимым. В "Герое дня" С.Шустер беседовал с дирижером, руководителем Мариинки Валерием Гергиевым. А во "Временах" мы увидели музыкального руководителя Большого театра Александра Ведерникова. Тут он оказался в эпизодической роли "свежей головы": отсутствие опыта публичных высказываний дало о себе знать. Впрочем, его нужно видеть за дирижерским пультом. (Кстати, по манере общения Владимира Познера мне показалось, что ни на концертах, ни на спектаклях Ведерникова он никогда не бывал.)