Главная Культура 12:35 11 Февраля 2019 5361
Чайковский-аттракцион

Теодор Курентзис и Патриция Копачинская сыграли классика с цыганским акцентом

Сергей Бирюков
Теодора Курентзиса не менее интересно видеть, чем слышать. Фото Александры Муравьевой

Концерты Теодора Курентзиса и его оркестра musicAeterna в последнее время все больше напоминают исследования или даже опыты над музыкой. Под Новый год нам показали такой опыт над Рахманиновым, чья Вторая симфония была воспроизведена с любовнейшим тщанием, будто под микроскопом специально для нас провели виртуозную сборку сложнейших часов, но образ целого от такой «макросъемки» раздробился на мириады деталей. 6 февраля дирижер и феноменальная молдавско-швейцарская скрипачка Патриция Копачинская замахнулись ни много ни мало – на самого Чайковского.

Здесь идея выглядела по-другому. Нет, в смысле тщательности передачи текста Курентзис по-прежнему был на высочайшем уровне. Как и его нынешняя партнерша. Но вот подача!

Судя по слуховому впечатлению, Патриция примерила на себя одновременно два трудно совместимых образа: виртуоза до-вибратной поры и феноменального эстрадного трюкача вроде какого-нибудь румынского цыгана Григораша Динику. Т.е. глотая концы фраз, играя сумасшедшее престиссимо, если в нотах написано аллегро, да так, что слух уже перестает различать отдельные ноты, поскольку все это еще и погружено в граничащее с полным звуковым вакуумом пианиссимо – словом, так, как это принято у так называемых аутентистов. А в некоторые моменты, наоборот, до предела огрубляя звук и даже на этнографический лад слегка подфальшивливая. И – добавляя огромную темповую свободу, будто весь концерт – сплошная вольная каденция.

Тем более поражает изумительная слитность работы в этих условиях солиста и оркестра. Каково было, например, кларнетисту или флейтисту, игравшим контрапункты солистке, соответствовать этому ежесекундно меняющемуся тембру и динамике – но ведь соответствовали!

Играют Патриция Копачинская и ее оркестровый коллега Афанасий Чупин

Вообще, доложу вам, это зрелище: реактивная, как ртуть, Патриция, кружащаяся волчком по сцене зала имени Чайковского и отбивающая себе такт большим пальцем правой ноги (девушка всегда выступает босиком), и почти двухметровый Теодор, не то дирижирующий, не то танцующий с пластикой гепарда – хореографии тут едва ли меньше, чем музыки.

При чем здесь Петр Ильич? Отвечу честно: не знаю. Аттракцион? Бесспорно, но высокого полета, на уровне уникумов вроде Найджела Кеннеди, а не какого-нибудь площадного фигляра. Больше того, признаюсь вам в грехе: этот аттракцион показался мне более интересным, чем рутинно-академичные версии прекрасного, но затертого до полной потери характера, как скульптуры Манизера на «Площади революции», концерта.

На бис шоу-вумен Патриция развила успех. Сперва сыграла то, что буквально назревало в ее исполнении Чайковского – ну, не впрямую «Жаворонок» Динику, но один из ранних дуэтов Дьердя Лигети – «Балладу и танец» с оркестровым скрипачом Афанасием Чупиным. Для передышки – музыку чуть поспокойнее: «Игру» Дариюса Мийо вместе с тем самым кларнетистом Георгием Мансуровым, который гениально поддерживал ее во время самых улетных моментов концерта Чайковского. Наконец – логический финал этого сверх-артистичного трюкачества: пьесу Crin Хорхе Санчес-Чионга – венесуэльца с кубинско-китайскими корнями, где уже не только скрипка чирикала, мяукала, верещала, лаяла, но все это делала и сама скрипачка.

Во втором отделении нам сыграли две главные программные симфонические пьесы Петра Ильича. «Ромео и Джульетту» Теодор вновь начал в странно не соответствующей стилю Чайковского манере «под XVIII век», но, к счастью, только вступлением это ломание и ограничилось. Зато все дальнейшее поразило полной… традиционностью: может, именно для того, чтобы мы восприняли ее, как манну небесную, дирижеру и понадобилось перед тем играть нашими нервами? Нам выдали вполне ожидаемую «сечу при Вероне», невероятный разлив мелодической красоты в знаменитой любовной теме, драматическую разработку… Разве что в коде музыканты смоделировали не привычный пафос победы любви («они умерли, но дело их торжествует»), а скорбь плача по героям.

А вот с «Франческой да Римини» что-то не совсем сложилось. Нет, никаких претензий к нашему доброму знакомому кларнетисту и вообще всем-всем, изумительно сыгравшим потрясающую лирико-исповедальную середину этой партитуры. Но вот «листовщина» ее крайних разделов, рисующих картину адского вихря, показалась внешней и затянутой. Даже самому удивительно такое писать: лет 10-20 назад я бы поколотил всякого, кто усомнился бы в полной гениальности «Франчески» от первой до последней ноты. Сегодня сам рискую быть битым. Что это – поздняя мудрость и скепсис по отношению к реальным драматургическим просчетам композитора? Или цинизм пресыщенного обилием музыки профессионального слушателя? А может, все же и вина Теодора – не надо было ему сдерживать, пусть даже на волосок, привычные темпы этой музыки.

Слегка «разочаровал» и зрительный зал. Нет, аншлаг, как всегда, был. Но на удивление мало знаменитостей, чьим скоплением обычно славятся концерты Курентзиса: ведь престижно похвалиться визитом на вечер стоимостью полтысячи евро. Из випов я разглядел только журналиста Александра Минкина. Неужели музыкальные провокации знаменитого греческого пермяка начали приедаться? Или просто не все еще звезды вернулись с Мальдивских островов?

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5572
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4573
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...