Истекли два месяца, отпущенные на общественное обсуждение проекта нового закона об образовании, — и стало ясно: документ грозит уничтожить веками создававшуюся систему художественного образования в России. Выступив на эту тему 14 января, «Труд» вынужден вернуться к ней, так как в позиции Министерства образования и науки не произошло желаемых перемен.
Пианистам скостили четыре года
Напомним суть: в проекте, разработанном Минобрнауки, впервые появилась глава, касающаяся образования в сфере культуры и искусства. В прежнем законе такой не было. Казалось бы — хорошо, но на деле новый документ ставит под удар практически все звенья художественного образования. Больше всего дискуссий вызвало положение о том, что прием в средние профессиональные учебные заведения искусств может осуществляться только после окончания одаренным подростком обязательного общего образования, то есть после
Будем справедливы: за почти месяц, прошедший с момента, когда эти горькие слова были напечатаны в «Труде», настроения в Минобрнауки все же слегка изменились. Определенную роль сыграла совместная коллегия этого ведомства и Министерства культуры, где чиновникам Минобрнауки пришлось выслушать немало резких реплик от деятелей культуры и директоров учебных заведений искусств. После этого, как сказал «Труду» тот же Якупов, «наметилось определенное взаимопонимание». В чем оно выразилось? «Нам уже разрешили принимать учеников после начального образования», — пояснил Александр Николаевич. То есть не после
Та еще радость, заметим. Примерно как если пожалеть собаку и отрезать ей не весь хвост, а половину. Ведь и в 11 лет начинать серьезное обучение по большинству музыкальных специальностей поздно: связки уже теряют гибкость, и настоящей виртуозности не достигнешь. Балетные деятели тоже не хотят уступать: в условиях, когда все хореографическое образование, включая высшее, длится восемь лет, промедление в год может оказаться роковым.
Минобрнауки мотивирует свою позицию заботой о правах ребенка: в 6–7 и даже 10 лет дитя еще не может принимать самостоятельных решений, а стало быть, подчиняется воле родителей, что нехорошо. На это резонно возражает премьер балета Большого театра и педагог с
Николай Цискаридзе предложил и выход из ситуации: объявить 29 элитных средних специальных учебных заведений (это ЦМШ, Гнесинская
Педагоги охрипли
Порадуемся за элитные школы и тех 5730 детей, что в них учатся: эта категория заведений и учеников на виду, у них надежные защитники, которые, думаем, в конце концов отстоят их интересы. Но есть гораздо более обширная категория, перспективы которой куда пасмурнее. Это обыкновенные городские и районные
Что же это такое — дополнительное образование? По сути, это уровень кружков самодеятельности, поскольку школы эти повешены на бюджет муниципальных департаментов образования, как правило, нищенский, и средние затраты на ученика в год здесь не превышают 11 тысяч рублей при минимальной
Ирина Ефимовна рассказала о еще одной нелепости, на сей раз идущей от инструкций Минздравсоцразвития. Отталкиваясь от неких общетеоретических представлений о возможностях детей, это ведомство запретило занятия продолжительностью более 30 минут. Хотя исстари во всем мире нормальным считается
«Уровень выпускников музыкальных школ за последние годы очень снизился, — считает ректор Самарской академии культуры и искусства Элеонора Курыленко. — Нужно открытым текстом сказать: в отношении школ искусств можно констатировать их клиническую смерть».
Место дирижера — на плацу
Можно понять руководителей вузов: они ощущают провалы начального и среднего образования на своих абитуриентах. Но, казалось бы, самим вузам ничто не угрожает. Однако это не так. Например, из существующей сейчас трехступенчатой системы ранжирования высших учебных заведений (институт — академия — университет) предполагается убрать среднее звено — академии. И, допустим ГИТИС, 20 лет назад приобретший статус и права академии, теперь окажется на
Хорошо Московской консерватории — ее еще в 2002 году приравняли к университету. Но, если разобраться, тоже не вполне по закону, а в порядке исключения, «из милости». Потому что формально для присвоения университетского статуса вуз должен иметь семь укрупненных групп специальностей (или,
Выходом, считают ректоры консерватории Александр Соколов и ГИТИСа — Карина
Еще одна острая проблема — получение второго высшего образования, что актуально как раз для творческих специальностей — таких как режиссер, дирижер, композитор, певец. Чтобы руководить оркестром или театральной труппой, надо сначала освоить игру на
Все, о чем мы сегодня рассказали — нелепости стандартов детского художественного образования, несправедливость при установлении пенсий педагогам, отсутствие законодательно установленных критериев при определении категории вуза, незащищенность будущих режиссеров и дирижеров от военной муштры и многое другое, — коренится в пробелах закона об образовании. Но времени на его доработку крайне мало — уже в марте документ собираются вынести на утверждение Государственной думой. И если за год с лишним, что Минобрнауки работало над проектом, оно не продумало столько кардинально важных позиций, то, честно говоря, слаба надежда на то, что за столь короткий срок все будет качественно дотянуто. Но тогда повторится ситуация лихих
Цифры
- 16 000 рублей — средний потребный объем подушевого
государст-венного финансирования на одного ученика детской школы искусств (от 13 000 до 22 000 — в зависимости от региона и характера программ) - 11 000 рублей — реальное среднее душевое финансирование (недофинансирование — 5000)
- 7 миллиардов рублей — сумма, которая может покрыть
недофи-нансирование всех детских школ искусств страны - 8–10 обязательных предметов традиционно преподавались в детских школах искусств
- 3–4 обязательных предмета остались в ДШИ сегодня
Мнения
Александр Авдеев, Министр культуры России:
— Я езжу по регионам, вижу детские школы искусств, и ощущение, что, если не поможем, они рухнут. В некоторых ДШИ, чтобы выжить, открывают кружки кройки и шитья, выпиливания лобзиком. И не надо уподобляться странам Евросоюза, где разрушена высшая театральная и художественная школа. Во Франции в Академии художеств было обучение 4,5 года, сейчас 2 года. Абстрактную картину нарисует любой. А попросите портрет, натюрморт — не сумеют.
Григорий Ивлиев, председатель комитета по культуре Госдумы РФ:
— Непринятие закона, учитывающего интересы детских школ искусств, в ближайшее время приведет к разрушению художественного образования в самом базовом уровне. Мы не скрываем, что количество ДШИ за последние годы хоть и незначительно, но уменьшилось. ДШИ развиваются вне нормативной правовой базы. Такой, которая могла бы предотвратить слияние ДШИ и общеобразовательных учреждений, что порой происходит.
Олег Табаков, актер:
— Мы должны придать нашим высшим театральным школам ранг университетов. Это так же очевидно, как наличие медицинского, военного университетов
У меня в
Были те, кто могли это рассказать, а он мог еще и показать волшебно. А актеры — очень хитрые создания живой природы, которым надо именно показать, а дальше они сами пойдут туда, куда подскажет разбуженный актерский инстинкт.
Николай Цискаридзе, танцовщик:
— Я сын педагога, вырос в учительской и по второй специальности педагог — человек с производства, на протяжении последних семи лет преподающий в Московской академии хореографии. Хореографическое образование в России старше США как государства. По книжке Вагановой, написанной еще в
Закон, который я читал, — это по большому счету вредительство не только для русской культуры — для российского