Первые дни 2020 года ознаменовались военным конфликтом между США и Ираном, который вполне мог перерасти в большую войну с массовыми бомбардировками, терактами, подрывом коммуникаций и гибелью гражданского населения. Президент Роухани поклялся жестоко отомстить за смерть своего генерала Касема Сулеймани, хладнокровно ликвидированного американцами в Багдаде, но все пока обошлось показательными стрельбами. 8 января 24 ракеты, выпущенные Корпусом стражей исламской революции по базам США Айн эль-Асад и Эрбиль, никого не задели.
Тегеран заявил о «пощечине Америке», Трамп в ответ гордо указал, что «Тегеран отступил». Стороны удовлетворены, мир спасен? Роухани пообещал «отсечение ноги США, стоящей на регионе», Трамп анонсировал новые санкции против Исламской Республики.
Преднамеренное убийство иранского генерала по прямому указанию американского президента было не чем иным, как актом государственного терроризма и вопиющим нарушением Устава ООН. Да вот только ни один из европейских союзников Вашингтона не решился об этом заявить, одернуть зарвавшегося Трампа. Они были испуганы перспективой масштабной вой-ны и защебетали устами своих дипломатов, министров и лидеров что-то про «право США на самооборону и необходимость остановить виток насилия». НАТО и ЕС призывают к сдержанности, но: Но остается главный вопрос: как остановить приступы бездумной агрессии главного члена НАТО и лидера Запада?
Ни генсек Столтенберг, ни председатель Еврокомиссии, ни французы, ни немцы, ни англичане, ни прочие радетели международного права его вслух не задают, хотя давно об этом задумываются. Мир в очередной раз подошел к роковой черте. Сегодня Дональд оценил «деликатность контрудара» иранцев по своим базам в Ираке, где убитых американцев не было, и не отдал приказ стереть с лица земли Тегеран. А что будет в следующий раз?
США совершенно не стесняются того факта, что давно готовили покушение на военачальника другой страны, дежурно обосновывая его то нападением толпы на свое посольство в Ираке, то их сбитым дроном. Как раз такие американские дроны и расстреляли 2 января в аэропорту Багдада машину с генералом, а ранее, 27 декабря, — базу местной шиитской милиции.
Так что, получается, первый дрон иранцы сбили правильно. В погроме американского посольства, который осудили все члены СБ ООН, никто не погиб, у шиитов же 37 трупов. Интересно, что идея расстрелять официальную иранскую делегацию принадлежала дипломату Майку Помпео: даже Пентагон, опасаясь за безопасность баз, его отговаривал.
Спецдокладчик ООН по вопросам внесудебных расправ Агнес Калламар определила: «Целенаправленные убийства Касема Сулеймани и Абу Махди аль-Мухандиса являются, вероятнее всего, незаконными и нарушают международное законодательство в области прав человека». По ее оценке, в отсутствие боевых действий использование беспилотников почти никогда не будет законным. Утверждения Вашингтона, что Сулеймани, который официально прилетел в Багдад, «угрожал жизни американцев», бездоказательны. Тем более что генерал часто участвовал в переговорах, чтобы предотвратить открытый конфликт с коалицией. Теперь искать компромисс некому, а за смерть генерала шииты еще будут мстить.
Судя по твитам Трампа, он продолжает верить, что, показав характер и перейдя красную черту, уверенно набирает очки у республиканского электората. Пока котировки на нефть и золото снова вернулись к норме, но конфликт до конца не исчерпан, он может серьезно аукнуться в разгар президентской гонки. Мусульманский мир, включая союзника Турцию, казнь видного единоверца осудил и запомнил. В Кении на военной базе уже убиты трое американцев. Иран окончательно снял с себя обязательства по ядерной сделке. Ястребы в самих Штатах, наоборот, припомнят Трампу, что после ракетных атак на американские базы Пентагон не дал военного ответа.
Позиции США на Ближнем Востоке оказались подорваны даже в глазах союзников. Ручной парламент Ирака — и тот, опасаясь большой войны под окнами, проголосовал за вывод баз западной коалиции со своей территории. Министр обороны Перри тут же заявил, что не собирается уходить из Ирака, но законность 17-летнего пребывания США там окончательно подорвана, оно превратилось в неприкрытую оккупацию. Если убраться из Ирака, то и у других исламских партнеров может возникнуть искушение вернуть себе суверенитет. Американские войска свернули свои базы в Хораб-эль-Джейр и в Хасеке в Сирии и переводят их в Ирак, понимая, что обеспечить безопасность везде не смогут.
Белый дом теперь настаивает на более активном участии НАТО в регионе. Но влезать в авантюры Трампа и ждать, когда над головой вдруг мелькнет «меч аллаха», никто не спешит. Чехи, латвийцы и прочие прерывают свои миссии в Ираке и отсиживаются дома. Но этого мало. «Чрезмерная осторожность европейцев не усмирит Трампа. Европа должна более явно дистанцироваться от Америки, которая так очевидно выступает против западных принципов», — написал Der Spiegel.
Все знают, что США, выйдя из ядерной сделки с Ираном и начав его экономическую блокаду, сознательно провоцировали вооруженное столкновение. Для Тегерана, который отстаивает суверенитет и роль региональной державы, другого пути, как отвечать зуб за зуб, просто нет. Гроб Сулеймани по дороге в его родное село провезли через все шиитские города-святыни. Как считают эксперты по исламу, это означает, что его возвели в разряд великомучеников за веру. Теперь за смерть генерала будут мстить не только соратники по КСИР, «Хезболле», «Хашди Шаби», но и последующие поколения единоверцев. А все эти отряды даже Тегеран не контролирует.
В критичной ситуации Запад снова вспомнил о России. Помпео уже звонил Лаврову. Канцлер ФРГ Меркель прибывает в Москву 11 января на серьезный разговор с Владимиром Путиным, в том числе по Ирану и Ливии. Россия также заинтересована в деэскалации, но, помогая в свое время заключить ядерную сделку с Ираном, Москва рассчитывала на договороспособность стран «шестерки». А столкнувшись с самодурством главного союзника, европейцы, пытаясь на словах спасти ключевое соглашение, де-факто не стали перечить, боясь санкций. Сегодня единой Европе предстоит хоть сколько-нибудь проявить политической воли, чтобы удержать США от развязывания конфликта, который ударит по мировой экономике и станет угрозой для всех.
А в это время
Хотя Россия формально не в первых рядах лобового столкновения, но союзничество с Ираном в Сирии грозит втянуть нас в опасные разборки. Если напряженность не пойдет на спад, отдыхать в египетском Шарм-эль-Шейхе, турецкой Анталье, израильском Эйлате, не говоря уж об Иордании и Эмиратах, россиянам в этом году станет рискованно и затруднительно. Даже мирный Кипр, находящийся в 160 км от Сирии, окажется на «театре военных действий». На то Восток и Ближний, что война там сразу заденет полмира...