Главная Наука и технологии 00:01 11 Января 2019 3267
Невзлетная полоса

Куда прилетит Sukhoi Superjet?

Анатолий Журин
По проекту ударили антироссийские санкции. Но вокруг него давно сгущались тучи. Фото: globallookpress.com

Проекту первого российского пассажирского самолета Sukhoi Superjet скоро исполнится 20 лет. В канун юбилея нашим авиастроителям большую свинью подложили американцы, отказав в выдаче экспортного сертификата на продажу крупной партии лайнеров в Иран. «Из-за отсутствия лицензии Управления по контролю за иностранными активами при Минфине США о поставке самолетов не может идти и речи, — цитируют агентства заявление представителя Ассоциации иранских авиалиний Максуда Асади Самани. — Потому что при производстве SSJ 100 используется более 22% американского оборудования».

Ущерб для отечественного гражданского авиастроения может быть весьма значительным. Производитель лайнера в лице концерна «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) подписал с иранскими авиаперевозчиками меморандум о намерениях на поставку до 2022 года 40 лайнеров SSJ 100R. Теперь этот документ теряет силу.

Рано или поздно такого сценария следовало ожидать. Самолет SSJ 100 на 60% состоит из комплектующих европейских и американских производителей, а с западными партнерами известно какие отношения. Антииранские санкции и срыв сделки только подлили масла в огонь, но и без того вокруг проекта давно сгущались тучи. Постоянное ослабление рубля обернулось головной болью для авиастроителей и авиаперевозчиков, поскольку ведет к удорожанию самолета и увеличению эксплуатационных затрат. Прошлой весной правительство в очередной раз приняло решение выделить бюджетные средства на программу импортозамещения. Хотя как вообще заменить авионику, программное обеспечение, множество узлов и деталей? Некоторые эксперты считают, что проще создать новую машину. Самолет, по сути, превратился в чемодан без ручки, который и нести нет сил, и бросить жалко.

Сегодня стоит вопрос, как вывести самолет из-под санкций (читай: спасти проект). А заодно задуматься о перспективах МС-21, с которым может случиться подобная история. Эта проблема волнует многих специалистов. Тем более что запуск в эксплуатацию суперджета воспринимался как ответ на печальную историю уничтожения отечественного авиапрома.

О спасении SSJ 100 не однажды заходил разговор на самом высоком уровне. К примеру, четыре года назад обсуждали сумму в 4 млрд рублей, которая требовалась на доработку уже летающих самолетов. Причем под непрерывные обещания «сформировать в России один из крупнейших мировых центров самолетостроения», «воплотить инвестиции в конкретные заказы и подписанные контракты». И государство, подконтрольные ему структуры в надежде вернуть вложения все платят и платят. Так, некоторые банки под госгарантии выделяли производителю кредиты, а когда тот, как и предполагалось, оказывался не в состоянии отдать, сами просили компенсировать убытки. В результате правительство досрочно прекратило полномочия президента ОАК Михаила Погосяна, заменив его Юрием Слюсарем, курировавшим в профильном ведомстве авиапром. При назначении министр Денис Мантуров призвал нового руководителя «реализовать заявленные проекты и получить искрометный результат».

Сегодня результат мы имеем, но более чем скромный. По информации руководства АО «Гражданские самолеты Сухого», обнародованной в канун нового года, в эксплуатации находится 137 самолетов Superjet 100. Они в основном куплены российскими компаниями, из зарубежных перевозчиков крупную партию отправили только в Венесуэлу.

Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) до сих пор не вышла на давно обещанные темпы сборки 60 самолетов в год. Так, в 2014 году выпущено 35 машин, в 2015-м — 18, в 2016-м — 19, в 2017-м — 33, в прошлом году — 25. Для сравнения: крупнейшие авиа-корпорации «Эрбас» и «Боинг» в год выпускают по 700-800 гражданских самолетов. Частый предмет критики со стороны эксплуатантов — низкий налет. По данным Росавиации, Sukhoi Superjet 100 в 2017 году в среднем проводил в воздухе 3,3 часа в сутки (опять же для сравнения: Embraer E170 — 6, Airbus 320/321 и Boeing 737 — 10). Причины в длительных сроках поставки запчастей, а также в конструктивном недостатке двигателя (необходим капитальный ремонт после 1-4 тысяч часов вместо заявленных 7,5-8 тысяч). Из-за этого некоторые перевозчики отказываются от использования самолета. Так, мексиканская Interjet объявила о намерении сократить парк Sukhoi Superjet с 22 до 15 лайнеров. Ирландская авиакомпания CityJet в следующем году может вообще отказаться от эксплуатации Sukhoi Superjet 100, следует из слов главы АО «Гражданские самолеты Сухого». Нет ясной перспективы и во взаимоотношениях с другим европейским заказчиком (словенская Adria Airways), которому предполагалось поставить 15 бортов в течение двух с лишним лет. И эта история может закончиться, так толком и не начавшись. А тут в начале декабря гендиректор авиакомпании «Якутия» заявил об убыточности машины: «Эксплуатация самолетов «Суперджет» (Sukhoi Superjet 100) была неэффективной и требует срочных мер по внесению корректировок. На это повлияла и низкая исправность этих воздушных судов».

«Старая болезнь — отсутствие налаженного послепродажного обслуживания, — говорит постоянный эксперт «Труда», президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. — Стоит только выйти из строя какой-нибудь детали, и самолеты сразу же в ожидании замены ставят к забору. В то же время и «Эрбас», и «Боинг» обязуются такого рода ремонты выполнить за сутки».

«Проект Superjet 100 пока не оправдал возложенных на него ожиданий, — считает независимый авиационный эксперт Сергей Крутоусов. — Эта концептуальная ошибка в гражданском авиастроении сформировалась не сейчас, а гораздо раньше. Фактически «Сухой», будем откровенны, начал занимать туполевскую нишу. При этом Superjet 100 и МС-21 придется приложить колоссальные усилия, чтобы хотя бы частично выдавить иностранные компании с российского национального рынка авиационной техники. Налицо сумасшедший системный ущерб. Подставили и первых лиц государства, которые поверили, что на крыло поставлена новая отечественная машина».

«Это особенно обидно, — резюмирует Олег Смирнов, — ведь в 1970 году, когда наша страна стала 125-м членом ИКАО, отечественные авиаперевозки составлял четверть мирового оборота гражданской авиации. Сегодня же дай бог, чтобы мы добрались до 2%. Каждый раз, встречаясь с руководителями нашего авиапрома, все жду ответа на вопрос: а что будет, если Запад захочет в рамках санкций совсем лишить нас своих самолетов? На чем мы с вами будем летать? И помнят ли ответственные за отрасль лица о проблеме авиационной безопасности страны? Знаю, что некоторые эксперты предлагают ответить санкциями на санкции — например, отказать западным авиастроителям в поставке титана. Кстати, доля титановых и титаносплавных конструкций и элементов конструкций в себестоимости Boeing 787 Dreamliner доходит до 15%. Но я считаю, что это путь в тупик. Ведь титан — между прочим, по нашим технологиям — производится и в Китае, а также в ЮАР и в Австралии. Выход может быть только в наращивании собственного производства передовой авиатехники. Неслучайно снова встал вопрос о возобновлении производства Ил-114, семейства Ту-204. Осталось оценить ситуацию и понять, как нам восстанавливать отрасль преимущественно за счет собственного потенциала.

Вместо послесловия

Вчера российская пресса сообщила, что санкции США грозят остановить поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21. Объединенная авиастроительная корпорация и «Ростех» обещают найти возможность выпуска отечественных аналогов, но для этого требуется время на опытно-конструкторские работы и сертификацию, что может на несколько лет отодвинуть запуск в серию перспективного самолета. Вариант замены на металл не рассматривается. Эксперты считают, что отказ от композитного крыла лишает смысла проект, стоимость которого Счетная палата оценивала в 438 млрд рублей.

Санкции и производственные ограничения не помогли, отметил обозреватель журнала The National Interest Питер Сичиу

Фото: Liu Dawei/Синьхуа, globallookpress.com

В руководстве НАТО шокированы тем фактом, что Воздушно-космические силы России продолжают получать истребители Су-35 и Су-57. Об этом сообщило американское издание The National Interest (NI). «Объединенная авиастроительная корпорация...

У чиновников свои представления о том, что полезно народу, а что ему вредно

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Похоже, цифровизация вплотную надвинулась и на КоАП. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Продолжается безудержный процесс увода в виртуальное пространство реальной жизни. Происходит это из представлений чиновников о том, что полезно народу, а что ему вредно. И вот правительственная комиссия одобрила законопроекты,...

Уроки цифровой безопасности нужны и детям, и взрослым

Олег МИНАЕВ
Труд
Фото: © Ralf-Udo Thiele, globallookpress.com

Уже в этом учебном году в школах и вузах могут появиться уроки цифровой безопасности. Появление такого образовательного курса давно назрело, причем подобные уроки необходимы и юным гражданам, и вполне уже взрослым. И этот...

Особое внимание, по свидетельству Махмуда-Али Калиматова, уделяется в данном вопросе сельским территориям 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Власти Ингушетии активно работают над вопросом устранения цифрового неравенства в республике. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул, что особое внимание в данном вопросе уделяется сельским территориям. Результаты проводимой работы уже...

Корпорации «ускоряют планы по разработке недорогого лазерного оружия», пишет газета Financial Times

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Ведущие оборонные компании мира занимаются разработкой лазерных средств поражения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщило британское издание Financial Times. «Оборонные компании ускоряют планы по разработке недорогого...

Наука и технологии 00:02 / 15 Ноября 2024 7809
Технопарк

Питерские ученые придумали съедобную упаковку

Илья Щербаков
Труд
Пластиковые бутылки - один из главных источников мусора. Фото: © James Wakibia, globallookpress.com

Все на свете когда-нибудь кончается, вот и ресурсы нашей планеты не бесконечны. По разным оценкам, человечество уже израсходовало примерно треть из них. Неслучайно был придуман Всемирный день переработки, который отмечается...

Речь идет о беспилотниках-«камикадзе» Switchblade 600

Вооруженные силы Украины (ВСУ) начали применять в зоне специальной военной операции (СВО) ударные беспилотные летательные аппараты Switchblade 600 («Свитчблейд 600», в переводе с английского «выкидной нож») производства...

Среди американских политиков, ученых и деятелей культуры немало тех, кто всерьез верит в существование секретных программ по исследованию пришельцев 

Конгрессвумен от штата Колорадо Лорен Боберт. Кадр видео с YouTube

Нижняя палата Конгресса США провела очередные слушания по поводу неопознанных летающих объектов (НЛО), генетических экспериментов с участием инопланетян и подводных баз пришельцев в океане. Об этом в четверг, 14 ноября сообщает издание...

Ситуация с защитой персональной информации в России близка к катастрофической

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
С начала года зафиксировано 110 утекших баз личных данных россиян - свыше 600 млн записей. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Как сообщил Милош Вагнер, замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в просторечии называемой Роскомнадзор, с начала года зафиксировано 110 утекших...

Таких машин в украинской армии насчитывается меньше десятка, отмечают обозреватели 

Кадр Telegram-канала «Операция Z: Военкоры Русской Весны»

Украинский дрон-перехватчик случайно сбил редчайший беспилотник Hawk, поставленный вооруженным силам Украины (ВСУ) американскими партнерами. Таких дронов в украинских войсках имеется менее десяти штук. Об этом в пятницу,...

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России

Олег Юрьев
На 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников, студентов и ИТ-специалистов

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России в номинации «Самое массовое соревнование по спортивному программированию». Одновременно на 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников,...

Это часть проекта «Государство для людей»; к настоящему времени в стране работает уже 16 таких сервисов 

Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Сервис «Жизненная ситуация», предназначенный для помощи россиянам, собравшимся переезжать в другой регион, доступен теперь на портале «Госуслуги». Соответствующее сообщение появилось на сайте правительства России. «Переезд...

Главными их источниками оказались интернет-магазины и медицинские учреждения

Фото: Chromorange/Bilderbox, a target=_blank href=http://globallookpress.com>globallookpress.com

В открытом доступе находятся персональные данные около 90% численности всего взрослого населения России. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. «Про персональные данные -...

О таких планах сообщил глава украинского госпредприятия «Спецтехноэкспорт» 

Фото: Defense Ministry, globallookpress.com

Украина уже к середине следующего года планирует начать выпускать собственные баллистические и крылатые ракеты. Об этом в субботу, 2 ноября заявил в интервью украинскому изданию «Обозреватель» директор украинского государственного...

Это более быстрое начало совместной жизни

Фото: Андрей Аркуша, globallookpress.com

Главным преимуществом знакомств в интернете является то, что познакомившиеся в режиме онлайн пары начинают жить вместе на два месяца быстрее, чем те, что начинали общение «в реале». К такому выводу, как сообщает интернет-издание...

Этот беспилотник управляется по оптоволоконному кабелю

Фото: M. Dylan/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Российский ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Князь Вандал Новгородский» уничтожил колонну вооруженных сил Украины (ВСУ) в Курской области. Об этом сообщает Telegram-канал «Операция Z: Военкоры Русской Весны». На...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?