Наследством Поля Мориа распорядились российские промоутеры
Осенью прошла информация, что по России и сопредельным странам совершает турне Гранд-оркестр Поля Мориа. Приезд оркестра сопровождался рекламной кампанией, публиковались интервью с его нынешним руководителем Жан-Жаком Жустафре.
Но после самих концертов интернет пестрел отзывами разочарованных слушателей. Вот один из них: «Полная профанация. Это не оркестр Поля Мориа. И исполнялась музыка не Поля Мориа. Средненький джаз и две-три аранжированные под джаз известные композиции Мориа».
А затем последовало заявление вдовы Поля Мориа (сам музыкант скончался в 2006 году) Ирен. В действительности, как говорит Ирен, в России и СНГ выступал Гранд-оркестр Жан-Жака Жустафре, который в свое время работал в оркестре Поля Мориа, но никогда не получал права именоваться преемником маэстро. Ирен не хочет, чтобы именем супруга пользовались: она понимает, что уникальный стиль Мориа сегодня уже невозможно воспроизвести.
Жустафре организовал свой Гранд-оркестр. Его-то и пригласило российское концертное агентство C.A.T. В своих интервью Жустафре объясняет, что цель его деятельности — распространение музыки Мориа по всему миру, и сообщает, что в его коллективе большинство музыкантов — из оркестра Поля Мориа. Однако в промоматериалах, дошедших до российской публики, эта информация оказалась слегка подправленной, и в ней уже речь шла о некоем Гранд-оркестре, который якобы существовал при самом Мориа и был передан им самим Жан-Жаку Жустафре как верному ученику и преемнику. «При составлении концертной программы, — рассказал „Труду“ посетитель концерта, знаток творчества Поля Мориа Дмитрий Жуков, — из нее вылетели почти все главные хиты Поля Мориа, кроме „El Bimbo“ и „Love Is Blue“, поскольку Ирен Мориа не позволила Жустафре их исполнять, — об этом факте французы не сообщили российским организаторам».
Сам Жустафре в дни гастролей дал пресс-конференцию, где осторожно посетовал на некорректность информации в российских афишах, но это косвенное извинение дирижера перед покойным маэстро и его вдовой осталось практически незамеченным.
Оркестр Гленна Миллера? Да, но не тот состав
В ноябре по России колесил Оркестр Гленна Миллера. Группа посетила Москву, Санкт-Петербург, другие крупные города. Уже после концертов многие слушатели задались вопросом — а, собственно, который из оркестров Гленна Миллера к нам приезжал? Ведь их на самом деле три.
Один базируется в Соединенных Штатах, и его родословная — наиболее прямая: после трагической гибели Миллера в 1944 году созданный им оркестр перешел к его другу Тексу Бенеке. Сегодня оркестр возглавляется тромбонистом Ларри О’Брайеном.
Второй коллектив действует в Великобритании, и его точное название — Glenn Miller Orchestra UK. Он создан в 1985 году и выступает под руководством Рэя Маквэя. Его легко отличить от американского тезки благодаря наличию женской вокальной группы. Наконец, третий оркестр Миллера базируется в Голландии. Название коллектива — Glenn Miller Orchestra Europe. Его история начинается с 1990 года, и его руководитель — дирижер Уил Салден.
В наличии трех оркестров Миллера криминала нет — все они получили официальное разрешение правообладателей на имя. Правда, есть ограничения территориального свойства: американский оркестр работает в Америке, английский — в Англии, а европейский — в Европе. Таким образом, к нам начиная с прошлого года приезжает оркестр Уила Салдена. Правда, одна «мелочь»: приставка Europe из российских афиш выпала. Что с юридической точки зрения есть обман потребителя: человек, купивший билет на концерт, вправе подумать, что это коллектив, который создан в 30-е годы Гленном Миллером, тогда как речь всего лишь о качественном новоделе.
Boney M и ее клоны
Группа Boney M, очевидно, чемпион среди звездных команд по количеству сомнительных с точки зрения авторского права клонов. Команда прекратила существование в 1989 году. Все права на ее марку, аранжировки и тексты принадлежат создателю коллектива, немецкому продюсеру Фрэнку Фариану. Своим решением от 1989 года он делегировал права на концертную деятельность от имени Boney M солистке группе Лиз Митчелл. Кстати, полтора года назад Лиз приезжала в Россию с большим концертным туром под грифом родной команды. Однако кроме Лиз в группе было еще три солиста — вокалистка Марсия Баррет, танцовщица Мэйзи Уильямс и танцор Бобби Фаррелл. Все они в судебном порядке пытались присвоить себе имя группы, но получили отказ.
Двое из них — Уильямс и Фаррелл — несмотря на это продолжали гастролировать под именем Boney M без официального разрешения. Правда, путь на большие концертные площадки им был закрыт, но по провинции они вполне могли проводить, говоря музыкантским жаргоном, «чес». Известен, например, случай гастролирования группы Мэйзи Уильямс как группы Boney M в Виннице (Украина) в 2008 году.
На осколках распавшихся групп
В 2008 году многие московские поклонники британской рок-группы Electric Light Orchestra, созданной Джеффом Линном и Роем Вудом в 1970 году, оказались введены в заблуждение афишей, на которой крупным буквами было написано «Electric Light Orchestra» и мелкими — «Part II». На самом деле группы сейчас не существует ни в первом, ни во втором составе. Басисту коллектива Келли Гроукатту и скрипачу Мику Камински, когда-то действительно игравшим в ELO, после многочисленных судов остался только его хвостик — словечко The Orchestra, однако для привлечения публики было использовано полное название несуществующей команды.
Можно вспомнить случай с группой T. Rex, созданной британским вокалистом Марком Боланом и фактически прекратившей существование в 1970-х после смерти ее основателей. В последние годы к нам несколько раз под знаменитым именем приезжала команда с участием сына Марка — Роланда Болана, однако без харизмы Марка говорить о возрождении T. Rex никак нельзя.
Случаев, когда музыканты успешно наживаются на любви фанов к легендарным рок-группам, не счесть. Далеко не все внимательно вчитываются в афишу перед покупкой билета на концерт. Таким зрителям не худо бы помнить знаменитый афоризм Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись „буйвол“, не верь глазам своим».
Мнение
Алексей Мажаев, замгендиректора агентства InterMedia: «Обращайте внимание на слово „tribute“ в афише»
— Среди приемов, которые могут ввести в заблуждение зрителя, — концерты-трибьюты, что переводится как «дань уважения». Например, в ноябре Москву заполнили афиши с крупными буквами «Rolling Stones». А ниже, мелкими — названия реальных групп, исполняющих песни «роллингов». Существуют и трибьют-группы, получившие право исполнять песни знаменитой команды. Так, завтра в «Арене» выступят две трибьют-группы Muse и Coldplay. Отличить такое шоу от выступления оригинальных команд нетрудно: перед ним не бывает рекламного шума, который предшествует концерту настоящей группы.