Проверка на вшивость

Четыре вопроса на собеседовании, которые помогут выявить плохого начальника

Август - лучшее с начала года время для поиска работы. Чтобы не наняться к недобросовестному работодателю, необходимо сразу уточнить, как он вел себя во время кризиса.

Артем работал в гипермаркете оргтехники Sunrise, собирал компьютеры и получал 20 тысяч рублей. В начале года его сократили, и молодому человеку пришлось искать новую работу. Артем попытался устроиться в компьютерный магазин на окраине Москвы. На собеседовании работодатель отказался назвать зарплату, которую будет получать Артем. "Сотрудникам необходимо проработать три месяца, и только после этого возможно назначить деньги", - сказал парню его будущий руководитель. Артем решил искать другую работу и нашел ее в магазине рядом с домом.

Сейчас у соискателя есть возможность выбрать себе начальника, который не "кинет" его, если дела пойдут неважно. В июле 2009 года число вакансий выросло в 1,75 раза по сравнению с январем, по данным рекрутингового агентства "Империя кадров". Этот выбор нужно делать с пользой для себя. Недобросовестного работодателя можно раскусить по его поведению во время кризиса. "Труд" составил список из четырех главных вопросов, которые помогут выяснить отношение компании к своим сотрудникам в кризис.

1. За последний год вы урезали зарплаты?

Урезание зарплат сотрудников - главная антикризисная мера работодателей. В начале 2009 года сокращение составило 30-40%, по данным кадрового холдинга "Анкор".

Зарплаты урезают как явно, через сокращение оклада, так и завуалированно, когда уменьшают премии. Второй путь наиболее распространен. Бонусы попадают под нож во время урезания доходов сотрудников в 88% случаев. "Если значительную часть зарплаты составляет премия, это должно насторожить", - рассказывает Руслан Ильясов, директор по персоналу компании "Эльдорадо". Скорее всего, работодатель в будущем планирует на вас сэкономить.

2. Ваши сотрудники работали сверхурочно?


Работодатели во время кризиса часто пытаются увеличить количество часов работы, аргументируя это ненормированным рабочим днем. На самом деле сотрудник должен работать не более 40 часов в неделю. В Трудовом кодексе ненормированный режим означает отсутствие четкого графика работы, а не удлинение рабочего дня. "Всегда оговаривайте график работы на каждый день или хотя бы на неделю, чтобы работодатель не мог заставить вас сидеть в офисе безвылазно", - советует Ольга Деревянкина, HR-директор ассоциации ресторанов "Веста-центр интернешнл". Компания имеет право попросить вас работать сверхурочно, но за первый час работы она должна заплатить 1,5 часовой ставки, а за следующие - двойную.

3. Вашим сотрудникам пришлось выполнять дополнительные обязанности?

В кризис работодатели часто взваливают на работников смежные функции. Например, сотрудник устроился в ресторан официантом и согласился иногда выполнять функции уборщика. При сокращении штата уборщика уволили, а официант вынужден полностью его замещать без каких-либо доплат со стороны компании.

Должностные обязанности необходимо зафиксировать на бумаге. "Договор с сотрудником является основной гарантией сделанных на интервью обещаний работодателя, - объясняет Юрий Ефросинин, коммерческий директор Kelly Services. - Для того чтобы обезопасить себя, желательно задать вопрос о форме договора еще на интервью". В идеале обязанности сотрудника должны быть оформлены приложением к договору.

4. Вы применяли серые схемы оплаты труда?

В этом году резко выросло число зарплат, выдаваемых в конвертах. За первые полгода 2009 года Генпрокуратура выявила 566 тысяч серых схем - больше, чем за весь 2008 год.

Между тем найти компанию, работающую вбелую, реально. Евгений, экономист из Мурманска, приехал в Москву и долго не мог найти работодателя, готового прописать в договоре всю заработную плату. Работодатели, в основном небольшие компании, предлагали зафиксировать 40% зарплаты, а остальное платить в конверте. На вопрос Евгения "Как вы будете платить эти деньги?" будущие начальники начинали уходить от прямого ответа. В итоге Евгений нашел компанию, которая сейчас платит ему белую зарплату.

Обещания работодателя ничего не стоят, если не зафиксированы на бумаге. "Опытный соискатель должен задать вопрос о зарплате и получить ответ, который потом будет закреплен трудовым договором в первый день работы", - считает Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового центра "Юнити". Если работодатель отказывается фиксировать в договоре свои обещания, то, скорее всего, он их никогда и не выполнит.

Цифры

Отрасли с наименьшим конкурсом*


2 - Потребительские товары

2 - Логистика, автопром

3 - Химия, нефтегаз, металлургия

5 - Розница

7 - Фармацевтика, медицинское оборудование

*человек на вакансию

Источник: "Империя кадров"