Главная Культура 20:10 10 Июня 2017 5056
Валдис Пельш: Не будем забывать тех, кто сделал Землю круглой

Эта документальная лента посвящена главному триумфу авиации XX века — сверхдальним трансполярным перелетам, которые совершили экипажи Чкалова и Громова

Анна Щербакова

Валдис Пельш хорошо знаком телезрителям по развлекательным телевизионным программам и викторинам как яркий и самобытный шоумен. Но многие уже познакомились с ним, как с талантливым документалистом и настоящим экспертом истории авиации. В 2015 году на Первом канале состоялась премьера его четырехсерийного документального фильма под названием «Люди, сделавшие Землю круглой», посвященного главному триумфу авиации 30-х годов — сверхдальним трансполярным перелетам экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова.

В канун 50-летия телеведущий презентовал новую масштабную картину «Полярное братство», посвященную сотрудничеству советских и британских летчиков в Заполярье осенью 1941 года. Также в ближайшее время зрители телеканала «Моя Планета» увидят уже вышедшие в эфир Первого канала фильмы Валдиса Пельша: «Люди, сделавшие Землю круглой», «Самый умный в мире небоскреб» и «Алтай. Путешествие к центру Земли» на «Моей Планете».

— Валдис, ваша любовь к теме авиации, к парашютному спорту известна вашим поклонникам давно. Но все же на телевидении мы привыкли видеть вас в жанре развлекательном. Что привело вас в документалистику?

— Яуже не раз говорил, что всему виной мое философское образование. У меня особое отношение к истории, и мне всегда хотелось этим отношением поделиться. Авиация — моя детская любовь, но желание делать кино, выбор сюжетов для наших картин прежде всего зависит от значения того или иного исторического события. Мои картины — не только про авиацию. Как автор, я понимаю, что если это будет неинтересно зрителю с точки зрения фактуры, событийности и людских историй, то и смотреть это не будут, стало быть и снимать нечего. В моих картинах затронуты темы, которые могут зацепить любого человека, потому что прежде всего это истории людей.

— И что говорят рейтинги?

— Те, кто думает, что документальное кино сегодня не востребовано, глубоко ошибаются. Я действительно наблюдал за рейтингами линейки документального кино — хорошего документального кино — и понял, что людям это интересно нередко даже больше, чем сериалы или художественные картины. Поэтому я буду продолжать, впереди три фильма, которые уже находятся в производстве, и с авиацией они не связаны. Что касается авиационной темы, пока у нас есть картины «Берлин 41-го. Долетали сильнейшие» —о бомбардировках германской столицы в начале Великой Отечественной войны группой полковника Преображенского; «Полярное братство» — надеюсь, это фильм скоро выйдет в эфир Первого канала; наконец лента «Люди, сделавшие Землю круглой».

— И кто же эти люди, сделавшие Землю, круглой?

— Здесь речь о главном триумфе авиации ХХ века — сверхдальних трансполярных перелетах, которые совершили экипажи Героев Советского Союза Чкалова и Громова. Мы хотели рассказать истории людей, «обреченных на подвиг».

Кадр из фильма «Люди, сделавшие землю круглой»

То, что сделали экипажи Чкалова и Громова — это абсолютный триумф, сравнимый, мне кажется, только с полетом Гагарина. Это успех, которому весь мир аплодировал стоя, признавая абсолютную инновационность технологий и лидерство советских летчиков. И это не только технологии, прежде всего это люди, их смелость, верность своему призванию, уверенность в своих силах. Весь мир мечтал о таком прорыве, но реализовать его смогли только экипажи Чкалова и Громова.

— Высказали, что для вас всегда было важным поделиться своим отношением к истории, сделать ее интересной для зрителя. Что вы хотела донести до зрителя этой картиной?

— Нам хотелось, чтобы эти два величайших перелета и третий трагический перелет Леваневского стали именем собственным, понятным любому жителю нашей страны, особенно молодежи. Также очень важно лично для меня было восстановить справедливость, потому что чкаловский перелет, не знаю отчего, известен гораздо больше, чем перелет Громова, который собственно и установил этот самый престижный рекорд в авиации —рекорд дальности полета по прямой. Я уверен, что картину будет интересно смотреть, потому что это своего рода детектив, история соревнований нашей страны — совсем миром и двух экипажей — громовского и чкаловского — между собой. В этом соревновании был явный лидер. И не Чкалов, как многие из нас думают, а Громов. Опять же мы говорим: «Чкалов — Громов , Громов — Чкалов», но забываем (а многие из нас и не знают), что были еще Байдуков, Беляков, Юмашев, Данилин... В конце концов из 64 часов перелета Москва — Ванкувер 42 часа за штурвалом был Байдуков, он вел самолет вслепую в облаках, потому что Чкалов не умел так водить машину по приборам. Нам хотелось рассказать об этом красивом большом отрывке истории, который начинается в 34-м году, а в 37-м году происходят вот эти три знаменитые взлета — в июне, июле, августе, причем третий перелет Леваневского заканчивается трагически. В этом году исполняется 80 лет с даты этих великих событий, и для меня важно напомнить еще об одном факте — самолет экипажа Леваневского до сих пор так и не найден... Мне хотелось всколыхнуть интерес к поискам самолета и экипажа М-209. Для этого нужна господдержка, это долгая и кропотливая поисковая операция, но нам кажется, что эти герои, пропавшие во время перелета, заслуживают того, чтобы их нашли. Пока этого не произошло...

— Валдис, перейдем к самому актуальному на данный документальному проекту — картине «Полярное братство». Насколько знаю, вы недавно закончили съемки, и в ближайшее время должна быть премьера на Первом канале...

—Это большое кино о маленьком эпизоде войны. О первых месяцах Второй Мировой, о героической обороне одного из главных блокпостов СССР с моря и главной на тот момент цели Гитлера — Мурманска.

Кадр из фильма «Полярное братство»

История о дружбе, героизме и взаимовыручке 400 британцев: летчиков, инженеров, техников и прочих военных специалистов 151-го авиакрыла Королевских ВВС, которые были отправлены Черчиллем, чтобы помогать нам «бить фашиста». 20-летние парни привезли нам знаменитые британские истребители «харрикейны» и в рамках операции «Бенедикт» учили летать на своих самолетах русских летчиков 72-го смешанного авиаполка Северного флота под командованием Бориса Сафонова. Мы разыскали свидетелей тех событий— двух британских летчиков и одного инженера-техника, интервью и рассказы которых из первых уст вы сможете также увидеть в нашем фильме.

— Каквы их нашли, легко ли они согласились на съемки?

—Их нашла продюсер Елена Потанина. Она связывалась с представителями ВВС Великобритании и посольства России в Лондоне. Их помнят и чтут и в Великобритании, и в России. 31 августа в Архангельске проходили памятные мероприятия по случаю 75-й годовщины прихода первого конвоя «Дервиш», вместе с которым они и прибыли в СССР в 1941 году, Вик Бешфорд был в числе почетных гостей. Тим Элкингтон недавно был принят английской королевой.

Когда мы объяснили, кто мы и зачем, они с радостью согласились на съемки. Эти душевные беседы с «летающими дедушками», как мы их ласково прозвали — самые трогательные моменты съемок. Вспомнить то, что произошло с тобой в 20 лет, снова пережить все это в памяти... Мы все получили огромное удовольствие. Они были искренни, не было лукавства, не было вот этой позиции, что сейчас отношения наших стран оставляют желать лучшего. Они общались с нами так, как они общались с летчиками 72-го смешанного авиаполка, как общались с Борисом Сафоновым. Честно, дружелюбно, откровенно. Люди, совершившие героические поступки в 20 лет... Это и было нашей целью — рассказать зрителю об этой странице истории, возможно, кому-то незнакомой. Чтобы зритель оценил подвиг людей — и с советской, и с британской стороны,— которые воевали в Заполярье. Надеюсь, что после просмотра таких картин у нас будет меньше проблем с военно-патриотическим воспитанием...

— Сложно было раскопать только информации , снимать на секретных объектах?

— Самая большая сложность, как обычно, была в поиске финансирования, гранта Русского географического общества нам не хватило, но мы получили финансирование от компании «Транснефть» и только тогда поняли, что можем приступить к реализации такого масштабного международного проекта. Все остальное — работа с архивами, хроникой, съемки на секретных объектах «Ваенга-1» и «Ваенга-2» — сложностей не составило. Нам все разрешили, правда, под присмотром сотрудников «Гостайны России», чтобы в кадр не попало то, что не должно попасть... Но об этом я вам рассказывать не буду! (смеется) У нас остались прекрасные впечатления от съемок в Мурманске и в Англии, где нам разрешили снимать в том самом «Бункере Черчилля» в знаменитом «Imperial War Museum».

— Я знаю, что в фильме использована потрясающая графика. Кто работал над ней? Что оказалось самым сложным с точки зрения визуализации проекта?

— Мы контролировали все этапы, нам помогали специалисты, мы четко отсекали все отклонения. Единственное, и мы это признаем, мы допустили всего две условности. Расстояние между самолетами гораздо меньше, чем в реальном бою, иначе бы мы видели только один самолет, второй был бы размером с жука. Это тонкость визуализации. Второе — мы увеличили дымность очередей примерно на 25 процентов для придания зрелищности. В остальном мы все соблюли, никто из специалистов, глядя картину, не скажет, что у нас в эпизодах 41-го года летает, например, самолет 44-го года выпуска. Мы в этом щепетильны. Те, кто посмотрели картину, сказали, что графика соответствует голливудской, а фильм смотрится на одном дыхании. Посмотрим, что скажет зритель.

— Ваша любовь к истории авиации и небу получила продолжение не только на экране, но и в жизни. Вы ведь давно профессионально увлекаетесь парашютным спортом?

— Да, меня всегда влекло небо. И в самый свой первый прыжок я почувствовал, как это здорово. Дыхание, воздух, свободное падение. Это были замечательные ощущения. Но постепенно, конечно, приходит навык, появляется подсчет прыжков, наблюдения за техникой. Я уже говорил, что после совершения прыжка вы не становитесь другим человеком, вы лишь приобретаете определенные навыки. Хотя есть те, кто никогда не решится на второй прыжок, все-таки определенная смелость и скажем так, мироощущение, необходимы для этого увлечения.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9394
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7111
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?