Эпидемия лишила нас такой радости, как свобода передвижения. Приняты невиданные в истории меры социальной изоляции граждан: по домам сидят 3,5 млрд человек в 78 странах, или 43% населения Земли. Будем думать, что в обозримом будущем привычный образ жизни к нам вернется, мы снова станем путешествовать не только в онлайне. Но выживет ли к тому времени гражданская авиация? Сейчас эксперты озабочены последствиями беспрецедентного кризиса, поставившего отрасль на край пропасти. Как будут развиваться события?
Это не первый кризис, который переживает крылатая отрасль. Влияли на нее и нефтяное эмбарго 1973 года, и теракты 11 сентября 2001 года в США, и извержение вулкана с непроизносимым названием в Исландии в 2010-м. Да и после финансовых передряг 2008 года количество рейсов внутри Европы восстановилось до прежнего уровня только через восемь лет. Но нынешняя ситуация просто ужасна.
Сейчас из 25 тысяч воздушных судов во всем мире 90% стоят на земле, убытки оцениваются миллиардами долларов. По данным ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта), треть перевозчиков готовы покинуть рынок. Никто не знает подлинных масштабов пандемии COVID-19 и сроков ее окончания. Бизнес действует (или уже бездействует) в условиях полной неопределенности.
Самый мягкий, «мечтательный» вариант предполагает, что пик эпидемии придется на апрель-май, перевозки начнут восстанавливаться в начале лета, а ближе к Новому году население все забудет, как страшный сон. «Консервативный» вариант с вероятностью в 50% сдвигает пик кризиса на конец лета — осень. В самом тяжелом случае грядет второй пик эпидемии, все затянется до 2021 года, а перевозки начнут оживать только к лету будущего года...
По оценке видного эксперта Рикардо Женова, только четверть мировых авиакомпаний способны продержаться два-три месяца без выручки, сохранив при этом флот и персонал. Остальные за это время окажутся на краю пропасти банкротства. В группе риска — экстремальные лоукостеры, получающие прибыль за счет большого объема перевозок по минимальным тарифам. Пока нет проблем у грузовых перевозчиков: им только добавилось работы. Китайские авиакомпании возят грузы в пассажирских салонах воздушных судов. Нет сомнений, что выживут крупные авиакомпании, произойдет концентрация рынка. Значит, исчезнет конкуренция, что всегда невыгодно потребителям.
Крис Терри, эксперт британского консалтингового агентства CTAIRA, считает, что спрос на перевозки в докризисном объеме едва ли восстановится даже к 2022 году. Прекратится выпуск воздушных гигантов Airbus A380 и Boeing 777. Самолеты станут дешевле. Стоимость лизинга снизится. Государствам придется поддерживать своих авиастроителей. Так, госбюджет США готов выделить отрасли 58 млрд долларов.
А чего ожидать российским авиакомпаниям? Пока только «Аэрофлоту» удалось подписать соглашение с «ВТБ Лизингом» о переносе на июль 2021 года платежей по 67 самолетам (около 20% всего авиапарка). Это первый прецедент отсрочки платежей на российском авиарынке. Иностранные владельцы самолетов и поставщики запчастей пока не готовы нести убытки из-за отложенных платежей. Их позиция: слабые должны уйти, выживает сильнейший, и нечего трясти деньги из государства, которому и так нелегко. Скорее всего, мелким авиакомпаниям, составляющим часть транспортной системы страны, придется вернуть арендованные воздушные суда и уйти в небытие. Позиции «Аэрофлота», занимающего сейчас свыше 40% рынка в стране, еще больше укрепятся в отсутствие конкурентов.
Последствия кризиса коснутся 67 млн авиаработников по всему миру. Сохранить персонал и избежать социальной напряженности — самая большая проблема компаний. Зарубежные перевозчики выплачивают часть зарплаты летному персоналу на время простоя — к примеру, в Греции это 800 долларов в месяц из бюджета страны. В России пока ограничились созданием горячей линии для работодателей. Юристы консультируют их, как мотивировать сотрудников в условиях удаленной работы. Что делать с летчиками, которые удаленно работать не могут, пока неясно. На этом фоне неожиданным стало решение продлить срок трудовых контрактов иностранным пилотам еще на пять лет, «чтобы не допустить возможного дефицита командиров воздушных судов».
Сейчас идея у авиакомпаний одна: выжить. Так считает Дмитрий Миргородский, партнер консалтинговой компании Concuros. Прекращение с 27 марта международных перевозок, дающих основную прибыль, плюс девальвация рубля, подешевевшего на треть, плюс постоянные расходы на аренду и обслуживание воздушных судов ежедневно добавляют убытков. «Возврат в прошлый век вследствие разрушения рынка — вполне реальный вариант ближайшего будущего», — заключает эксперт.
Что делать
Рецепты по спасению авиакомпаний мало чем отличаются от бесплатных советов, которыми сегодня «лечат» налево и направо всех утопающих. Вот они:
— в первую очередь — максимально сократить расходы. Оперативно анализировать ситуацию, своевременно принимать решения о приостановке деятельности;
— сохранить персонал путем максимально возможного перевода на удаленку;
— своевременно информировать о положении дел коллектив, клиентов, контрагентов и партнеров компании;
— планомерно работать с государственными органами по части минимизации налогообложения и получения субсидий. Лоббировать нужные для бизнеса решения со стороны регуляторов;
— контактировать с кредиторами и отвечать на запросы СМИ — все должны понимать, что и почему вы делаете, и быть уверенными в том, что их интересы учтены;
— иметь заранее подготовленный план деятельности в условиях переформатирования рынка по окончании кризисного периода.