Главная Культура 00:17 10 Апреля 2015 3360
«Украина за сто лет так и не прочла Булгакова»

Михаил Пореченков - о театре, кино и жизни

Виктория Пешкова

МХТ имени Чехова и редакция «Труда» — соседи, в трех шагах друг от друга. Но с Михаилом Пореченковым мы встретились не в Камергерском переулке, а в Калуге, где актер представлял свой театр в проекте «Театральная провинция» благотворительного фонда «Мир и гармония». И чего бы ни касался разговор — театра, кино или политики, — мы так или иначе возвращались к вопросу: по силам ли сегодня искусству по-настоящему объединять людей?

— Что подвигло МХТ на участие в проекте онлайн-трансляций, ведь потеря зрителя ему не грозит?

— Давайте вспомним, что Московский художественный создавался как общедоступный театр, это слово и в название было включено. Где-нибудь в Австрии или во Франции можно сесть в машину, махнуть на спектакль в соседний город или даже в столицу. У нас это проделать весьма затруднительно, даже если живешь в Московской или Ленинградской области. А если на другом конце страны? Цены на билеты — отдельная тема, тоже весьма болезненная. А тут ты в родном городе приходишь в кинотеатр и смотришь спектакль вместе с теми, кто сейчас сидит в театре.

— Но ведь всех желающих один кинозал все равно не вместит.

— Калуга — это только первая ласточка. Постепенно такие трансляции наладят и в райцентрах, и в городках поменьше. Клубы, школы и библиотеки-то есть везде. Так что «Театральная провинция» намерена расширяться: начнут с Центрального федерального округа, а там со временем, глядишь, и до Калининграда с Владивостоком доберутся.

— Получается, что онлайн-трансляция станет суррогатом традиционных гастролей?

— Гастроли уже давно для любого крупного театра — мероприятие запредельно сложное. А сейчас и подавно. Ведь везти нужно не только актеров, но и осветителей, монтировщиков, костюмеров... Плюс костюмы и декорации. Сколько найдется в провинции театров, на сцене которых они смогут уместиться? Не так давно МХТ был на гастролях в Швейцарии, так продюсеру не без труда удалось выбить у организаторов сцену театра оперы и балета, поскольку ни на одну драматическую сцену они просто не влезали. Вот и получается, что лучше онлайн-трансляция, чем вообще никак. К тому же это не разовая акция — показали один спектакль и забыли. Составлена целая программа еженедельных трансляций, в которую вошло почти два десятка спектаклей — не только наших, но и «Современника», и другие театры готовы присоединиться.

— И все-таки жаль, что с магической атмосферой театра зрителям придется попрощаться.

— Отнюдь, даже есть одно несом-ненное преимущество. В театре вы видите происходящее на сцене только с одной точки, да еще и, скорее всего, издалека. А трансляция идет с нескольких камер, в том числе дающих такой крупный план, какой и из первого ряда не всегда увидишь. А сколько людей у нас в стране за последние годы просто забыло о том, что существует на свете театр? И сколько людей в силу самых разных обстоятельств не может приехать в Москву, а даже и приехав, не может позволить себе покупку театральных билетов...

— Вы хотите сказать, что это попытка хотя бы отчасти восстановить социальную справедливость?

— В определенном смысле — да. Можно упрекать Москву в том, что она живет лучше, чем остальная страна. А можно поделиться со страной тем, что Москва имеет. Надо ведь не просто кричать «Россия, вперед!», а дело делать, чтобы страна вперед двигалась. Аккуратно и добросовестно, по мере своих сил памятуя, что рано или поздно каждому из нас придется держать ответ за то, что и как мы успели сделать.

— Перед Богом и людьми?

— И своими детьми, внуками, правнуками. Страну-то мы им передадим.

— Как у Булгакова. Один вздыхает: «Была у нас Россия — великая держава», а другой уверен: «И будет!»

— А вы знаете, что еще в 2004-м, во время «оранжевой революции», нас не пустили в Киев с «Днями Турбиных», которые вы сейчас процитировали...

— ...и вы сыграли их только в Одессе. Я была на том спектакле. Полковник Тальберг вышел на сцену в оранжевом шарфике.

— А сейчас спектакль вообще запрещен на Украине. Так «незалежная» Булгакова за сто лет и не удосужилась прочесть. А следовало бы! У Михаила Афанасьевича на многие вопросы ответы найти можно. Если читать внимательно. «Все схлынет, как лед, и только труп останется на земле лежать. Кто за это ответит — непонятно». Мы «Дни Турбиных» в Севастополь привезли сразу после присоединения Крыма, чтобы они знали, что их в родной гавани ждали. Как зал среагировал на фразу «Тихо, вежливо идут!», я вам передать не могу. История идет по спирали, повторяясь на разных уровнях.

— Вы этим летом в Крыму были на съемках. Как впечатления?

— Возвращается к нормальной жизни. Но по волшебству, само собой это не произойдет. Вот кино там возродить стараются. Мы снимали такую красивую рождественскую историю. Режиссер Виталий Павлов — он родом из Крыма — замечательную команду собрал. Оператором Николай Николаевич Немоляев был — тот, что «Обыкновенное чудо» и «Покровские ворота» снимал. Атмосфера на площадке была непередаваемая. Мы себя действительно одной страной ощущали.

— Михаил, вы вот так вдохновенно все про единую страну говорите, а деятели искусств все новые поводы для противостояния подбрасывают — недавно о «Левиафане» спорили до хрипоты, теперь о «Тангейзере».

— В «Левиафане» ничего особо крамольного я не увидел. Видение страны отдельно взятым художником, даже очень талантливым, на глобальный имидж страны не влияет. Не думаю, что стоило так уж акцентировать внимание на этом фильме. С «Тангейзером» история другая. Там исковеркана классика. Художник имеет право на интерпретацию, но если она входит в жесткое противоречие с теми идеями, которые закладывал в свое произведение автор, художник нечестен, оставляя на афише имя автора. Есть собственное видение какой-то проблемы — пиши свое либретто, приглашай композитора, набирай исполнителей — желающие выйти на сцену топлес найдутся, да и обнажиться полностью, думаю, тоже. Вон хоть Наташу Королеву с Тарзаном пригласить. И самовыражайтесь как угодно. Только не за государственные деньги. Хотите эпатировать — ищите тех, кто готов этот эпатаж оплатить. Оскорблять чувства людей нельзя. Мы знаем, к чему это приводит — «Шарли Эбдо», разрушенные памятники в Ираке...

— Но как это все регулировать? Не цензуру же вводить!

— Административно творческий процесс регулировать нельзя, в юридические нормы он не вписывается. Запретительные меры — самые губительные для искусства. Надо искать какие-то иные формы. Это непросто, но искать все равно нужно.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9365
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7062
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?