Главная Культура 00:17 10 Апреля 2015 3428
«Украина за сто лет так и не прочла Булгакова»

Михаил Пореченков - о театре, кино и жизни

Виктория Пешкова

МХТ имени Чехова и редакция «Труда» — соседи, в трех шагах друг от друга. Но с Михаилом Пореченковым мы встретились не в Камергерском переулке, а в Калуге, где актер представлял свой театр в проекте «Театральная провинция» благотворительного фонда «Мир и гармония». И чего бы ни касался разговор — театра, кино или политики, — мы так или иначе возвращались к вопросу: по силам ли сегодня искусству по-настоящему объединять людей?

— Что подвигло МХТ на участие в проекте онлайн-трансляций, ведь потеря зрителя ему не грозит?

— Давайте вспомним, что Московский художественный создавался как общедоступный театр, это слово и в название было включено. Где-нибудь в Австрии или во Франции можно сесть в машину, махнуть на спектакль в соседний город или даже в столицу. У нас это проделать весьма затруднительно, даже если живешь в Московской или Ленинградской области. А если на другом конце страны? Цены на билеты — отдельная тема, тоже весьма болезненная. А тут ты в родном городе приходишь в кинотеатр и смотришь спектакль вместе с теми, кто сейчас сидит в театре.

— Но ведь всех желающих один кинозал все равно не вместит.

— Калуга — это только первая ласточка. Постепенно такие трансляции наладят и в райцентрах, и в городках поменьше. Клубы, школы и библиотеки-то есть везде. Так что «Театральная провинция» намерена расширяться: начнут с Центрального федерального округа, а там со временем, глядишь, и до Калининграда с Владивостоком доберутся.

— Получается, что онлайн-трансляция станет суррогатом традиционных гастролей?

— Гастроли уже давно для любого крупного театра — мероприятие запредельно сложное. А сейчас и подавно. Ведь везти нужно не только актеров, но и осветителей, монтировщиков, костюмеров... Плюс костюмы и декорации. Сколько найдется в провинции театров, на сцене которых они смогут уместиться? Не так давно МХТ был на гастролях в Швейцарии, так продюсеру не без труда удалось выбить у организаторов сцену театра оперы и балета, поскольку ни на одну драматическую сцену они просто не влезали. Вот и получается, что лучше онлайн-трансляция, чем вообще никак. К тому же это не разовая акция — показали один спектакль и забыли. Составлена целая программа еженедельных трансляций, в которую вошло почти два десятка спектаклей — не только наших, но и «Современника», и другие театры готовы присоединиться.

— И все-таки жаль, что с магической атмосферой театра зрителям придется попрощаться.

— Отнюдь, даже есть одно несом-ненное преимущество. В театре вы видите происходящее на сцене только с одной точки, да еще и, скорее всего, издалека. А трансляция идет с нескольких камер, в том числе дающих такой крупный план, какой и из первого ряда не всегда увидишь. А сколько людей у нас в стране за последние годы просто забыло о том, что существует на свете театр? И сколько людей в силу самых разных обстоятельств не может приехать в Москву, а даже и приехав, не может позволить себе покупку театральных билетов...

— Вы хотите сказать, что это попытка хотя бы отчасти восстановить социальную справедливость?

— В определенном смысле — да. Можно упрекать Москву в том, что она живет лучше, чем остальная страна. А можно поделиться со страной тем, что Москва имеет. Надо ведь не просто кричать «Россия, вперед!», а дело делать, чтобы страна вперед двигалась. Аккуратно и добросовестно, по мере своих сил памятуя, что рано или поздно каждому из нас придется держать ответ за то, что и как мы успели сделать.

— Перед Богом и людьми?

— И своими детьми, внуками, правнуками. Страну-то мы им передадим.

— Как у Булгакова. Один вздыхает: «Была у нас Россия — великая держава», а другой уверен: «И будет!»

— А вы знаете, что еще в 2004-м, во время «оранжевой революции», нас не пустили в Киев с «Днями Турбиных», которые вы сейчас процитировали...

— ...и вы сыграли их только в Одессе. Я была на том спектакле. Полковник Тальберг вышел на сцену в оранжевом шарфике.

— А сейчас спектакль вообще запрещен на Украине. Так «незалежная» Булгакова за сто лет и не удосужилась прочесть. А следовало бы! У Михаила Афанасьевича на многие вопросы ответы найти можно. Если читать внимательно. «Все схлынет, как лед, и только труп останется на земле лежать. Кто за это ответит — непонятно». Мы «Дни Турбиных» в Севастополь привезли сразу после присоединения Крыма, чтобы они знали, что их в родной гавани ждали. Как зал среагировал на фразу «Тихо, вежливо идут!», я вам передать не могу. История идет по спирали, повторяясь на разных уровнях.

— Вы этим летом в Крыму были на съемках. Как впечатления?

— Возвращается к нормальной жизни. Но по волшебству, само собой это не произойдет. Вот кино там возродить стараются. Мы снимали такую красивую рождественскую историю. Режиссер Виталий Павлов — он родом из Крыма — замечательную команду собрал. Оператором Николай Николаевич Немоляев был — тот, что «Обыкновенное чудо» и «Покровские ворота» снимал. Атмосфера на площадке была непередаваемая. Мы себя действительно одной страной ощущали.

— Михаил, вы вот так вдохновенно все про единую страну говорите, а деятели искусств все новые поводы для противостояния подбрасывают — недавно о «Левиафане» спорили до хрипоты, теперь о «Тангейзере».

— В «Левиафане» ничего особо крамольного я не увидел. Видение страны отдельно взятым художником, даже очень талантливым, на глобальный имидж страны не влияет. Не думаю, что стоило так уж акцентировать внимание на этом фильме. С «Тангейзером» история другая. Там исковеркана классика. Художник имеет право на интерпретацию, но если она входит в жесткое противоречие с теми идеями, которые закладывал в свое произведение автор, художник нечестен, оставляя на афише имя автора. Есть собственное видение какой-то проблемы — пиши свое либретто, приглашай композитора, набирай исполнителей — желающие выйти на сцену топлес найдутся, да и обнажиться полностью, думаю, тоже. Вон хоть Наташу Королеву с Тарзаном пригласить. И самовыражайтесь как угодно. Только не за государственные деньги. Хотите эпатировать — ищите тех, кто готов этот эпатаж оплатить. Оскорблять чувства людей нельзя. Мы знаем, к чему это приводит — «Шарли Эбдо», разрушенные памятники в Ираке...

— Но как это все регулировать? Не цензуру же вводить!

— Административно творческий процесс регулировать нельзя, в юридические нормы он не вписывается. Запретительные меры — самые губительные для искусства. Надо искать какие-то иные формы. Это непросто, но искать все равно нужно.

 

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 30615
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7768
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © D. Eid, globallookpress.com

А вы любите кошек? Даже если пока не питаете к ним теплых чувств, это лишь до поры до времени — пока не откроете эти книжки. Они, собственно, не столько о мяукающих существах, сколько о нас...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4772
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Павел Лунгин сообщил, что не будет брать Юру Борисова на роль Михаила Юрьевича: он уже Александра Сергеевича сыграл

Труд
Фото: агентство городских новостей «Москва», globallookpress.com

Только-только на экраны вышел байопик о «нашем всем», как режиссер Павел Лунгин («Остров», «Царь»), в настоящее время работающий над документальным фильмом о Петре Мамонове, сообщил, что...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4477
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4391
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

В ближайшее время к списку актеров, игравших дорогого Леонида Ильича, присоединится Сергей Маковецкий

Труд
Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Матвеев, Мягков, Белявский, Ваха, Шакуров, Ступка, Стоянов... Что общего между этими разноплановыми актерами? А то, что все они в разное время воплощали на экране образ Брежнева. В зависимости от жанра фильмов и сериалов...