Главная Культура 12:46 10 Февраля 2020 1255
И рокот органа, и шелест клавикорда

12-й Международный фестиваль имени Леонида Ройзмана открыл ярославцам новые звучания

Сергей Бирюков, Ярославль – Москва
Портрет Леонида Ройзмана на сцене - традиция фестиваля. Фото автора

Ярославль – не только средоточие шедевров древнерусской культуры, не только колыбель русского профессионального театра: скоро полвека, как здесь звучит и завоевывает все новых поклонников органная музыка. Подтверждение тому – 12-й международный органный фестиваль имени Леонида Ройзмана, прошедший с 30 января по 2 февраля. Он принес публике как встречу с любимыми классическими шедеврами, так и мировые, российские премьеры сочинений наших современников, а порой знакомство с целыми пластами мирового музыкального наследия, которые и профессионалам-то не слишком известны. И конечно, это был парад выдающихся мастеров исполнительства, уже полюбившихся ярославцам, но вместе с тем и открытие новых исполнительских имен. Ведь идея праздника – в том, что основу его программы составляют выступления учеников выдающегося отечественного органиста Леонида Ройзмана и учеников его учеников.

Имя Ройзмана фестиваль носит не случайно: почти полвека назад в Ярославль приехала работать органистка Любовь Шишханова – выпускница класса Леонида Исааковича в Московской консерватории. Собственно, тогда еще принятая здесь как пианистка, поскольку органа в городе попросту не было. Мэтр приложил немало усилий, чтобы этот инструмент появился – так в 1974 году в концертном зале филармонии впервые зазвучал орган знаменитой немецкой фирмы Sauer, и открывать его приехал Леонид Ройзман.

С 1998 года уже по инициативе Любови Шишхановой проводятся фестивали органной музыки. Несколько лет назад они вышли за рамки собственно филармонии – камерные программы принимает у себя и уникальный частный музей «Мир музыки», созданный артистом и меценатом Джоном Мостославским.

К сожалению, в этом году застать концерт в музее, как и посетить открытие праздника, не получилось – домашние дела «отпустили» в город на Волге только на два дня. Особенно досадую на то, что не услышал «русский блок» фестивальной программы. О его весомости говорят уже сами названия: «Рождественская кантата» Андрея Микиты (мировая премьера), Прелюдия и токката выдающегося современного композитора Юрия Буцко на тему древнерусского знаменного распева «Помяни, Господи, усопших раб Твоих», в которой дополнили друг друга голоса органа и знаменитой академической хоровой капеллы «Ярославия» под руководством Владимира Контарева. Значился в афише и такой номер, как Импровизация на русские народные темы немецкого органиста, народного артиста Башкортостана Мартина Штефана (этот блестящий виртуоз в свое время привел в восторг руководство еще советской Башкирии, за что и получил свое звание).

Но и того, что услышано, хватит, чтобы праздник запомнился надолго. Чего стоит только момент, когда Мартин Штефан, сменив органный пульт на дирижерский, вместе с «Ярославией» исполнил изумительно красивую, словно из волшебного сна пришедшую композицию современного немецкого автора Вольфрама Бухенберга «Причастие».

Одной из интереснейших страниц смотра стало выступление профессора Московской консерватории Татьяны Зенаишвили – опытного исполнителя и исследователя старинной музыки. Татьяна преподнесла ярославцам то, что, честно признаюсь, и я сам, выпускник Московской консерватории, плохо себе представлял – музыку для клавесина и клавикорда ранних времен существования этих инструментов, т. е. рубежа XVI-XVII веков, и сами эти инструменты, вернее их точные реплики, изготовленные современными российскими мастерами. Не поленилась везти хрупкие и довольно тяжелые (до 20 килограммов) вещи за три сотни километров на машине по совсем не идеальному в зимнюю пору Ярославскому шоссе.

Особенно поразил клавикорд. К звуку клавесина современный слушатель все-таки привык, этот тембр есть даже в электронных синтезаторах, которые многие родители покупают своим детям. А вот клавикорд – это маленькое чудо. В отличие от клавесина, чьи перья всегда цепляют струны с одинаковой силой и те звучат на одном уровне громкости, его тангенты (прообраз рояльных молоточков) позволяли делать звук громче - тише – то, без чего немыслима музыка от Гайдна до наших дней. Одна «деталь»: если суммарное натяжение струн современного рояля достигает 20 тонн, отсюда и мощь его звучания, то «нагрузить» маленький деревянный клавикорд больше чем 10-ю килограммами, невозможно. И инструмент не столько звенел или пел, сколько шелестел. Это было прекрасно в домашних условиях – виртуоз мог упражняться в любое время дня и ночи, никому не мешая. Но и чтобы оценить его игру, надо было расположиться в непосредственной близости.

Зал Ярославской филармонии рассчитан примерно на 500 человек, и чтобы услышать с его сцены клавикорд, надо всем буквально затаить дыхание. Именно это и произошло – и обитатели даже самых удаленных рядов потом говорили, что смогли оценить изящество Сонаты ля мажор Карла-Филиппа-Эммануила Баха в мастерском исполнении Татьяны.

Музыканты, которых сдружили Ярославль и его орган

В последний день к исполнителям присоединился Ярославский академический Губернаторский симфонический оркестр, под управлением дирижеров Романа Белышева и молодого петербуржца Анатолия Семенова сыгравший церковные сонаты Моцарта, концерты Сальери, Иоганна-Кристиана Баха, Генделя с солистами Любовью Шишхановой, Софьей Иглицкой, Денисом Писаревским (оба – ученики Любови Башировны).

Но вряд ли кто осудит художественного руководителя оркестра Мурада Аннамамедова за то, что два самых капитальных номера программы он забрал себе. Мастерство этого дирижера – тоже питомца Московской консерватории, ученика великого Геннадия Рождественского – пришлось как нельзя более кстати в ритмически запутанном, темброво детализированном, зато и броско-драматичном Втором концерте для органа с оркестром Петра Эбена – одного из ведущих чешских композиторов второй половины ХХ века. Эбен побывал узником Бухенвальда, и ощущение постоянного соседства жизни и смерти, бесспорно, отразилось в его пламенеющей музыке, что великолепно передал тандем оркестра и молодого немецкого органиста Гунтера Роста.

А завершила праздник Toccata festiva американского композитора-классика ХХ века Сэмюэля Барбера с немецко-американским солистом Штефаном Энгельсом. И здесь у Мурада Атаевича, как и всех участников исполнения, была масса шансов проявить свое мастерство – в передаче угловатых несимметричных ритмов, пейзажной выразительности духовых соло, волшебства струнных фонов, размаха контрастов от мрачной басовой затаенности до финального ликования.

В заключение ведущая оговорилась: ждем публику на следующем фестивале имени Ройзмана через год…Зал радостно зароптал – не через два, как было до того? Увы, нет, но реакция на эту ошибку стала еще одним свидетельством того, насколько международный органный праздник прижился и стал нужным Ярославлю. Да и не только Ярославлю – Москве, Петербургу, Лангенхорну, Грацу, Лейпцигу, Далласу и прочим городам, откуда приезжают его участники, которых с неизменным гостеприимством встречает старинный город на Волге.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36429
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8282
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5033
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4110
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4032
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...