Главная Культура 15:19 09 Ноября 2018 2544
Последний лианозовец

На ковше бульдозера – в историю мирового искусства. Оскар Рабин ушел в вечность в городе Леонардо и Микеланджело

Елена Широян
Сорок лет из своих девяноста художник прожил в Париже. Однако память о нем сохранялась в Москве и всей стране: еще до вынужденной эмиграции Рабин стал легендой

Во Флоренции 7 ноября скончался знаменитый мастер советского неофициального искусства, лидер нонконформистов Оскар Рабин. В историю он вошел как инициатор скандально известной «Бульдозерной выставки». Тогда, осенью 1974-го, непризнанные и не допущенные в выставочные залы московские художники вынесли свои работы на пустырь в Беляево, протестуя против тотального контроля властей за творческой средой.

Избивая людей, переодетые агенты КГБ с помощью бульдозеров и пожарных водометов жестоко разогнали «несанкционированное сборище», а самого Рабина, пытавшегося преградить путь технике, протащили на ковше экскаватора. Однако спустя год были вынуждены разрешить выставку андеграунда на ВДНХ – так смелость художника открыла «оппозиционному» искусству доступ к зрителю.

Власти не давали Оскару Рабину ни возможности самореализации, ни шансов зарабатывать профессиональным трудом (он долго работал грузчиком либо техником на железной дороге). Однако его постоянно подвергали нападкам. Итогом конфронтации стали обвинения в тунеядстве, домашний арест, а затем требование уехать в Израиль, на что Рабин ответил отказом. Спустя три года после вошедшей в историю акции на столичном пустыре художника«вытурили»во Францию. Вскоре он был лишен гражданства под тем предлогом, что «позорит звание советского гражданина», и повторил судьбы Иосифа Бродского, Александра Галича, Виктора Некрасова, Мстислава Ростроповича и еще многих выдающихся личностей, которые стремились к свободе творчества и были гонимы в СССР.

Сорок лет из своих девяноста художник прожил в Париже, еще в 1985 году он стал гражданином Франции. Однако память о нем сохранялась в Москве и всей стране: еще до вынужденной эмиграции Рабин стал легендой. Картины с приметами полунищего и убогого советского быта в бараке на окраине: покосившихся стен, бутылок водки, селедки на рваной газете, кладбищ и заброшенных церквей, советского паспорта и христианской символики чиновники запрещали как чрезмерно мрачные, «очерняющие советскую действительность». Официозная пресса писала, что автор отражает «уродливые, давно отжившие явления». Разумеется, эти полотна, оппонирующие канонам казенного соцреализма, не выставлялись в залах Союза художников СССР, зато уже с 1960-х попадали в Европу к частным собирателям и на показы альтернативного советского искусства. В 1965 году в одной из престижных лондонских галерей впервые прошла персональная выставка Рабина.

А на родине многие стремились увидеть эти запретные работы, передавали их друг другу, пусть и в плохих репродукциях, как сборники самиздата, пленки с записями Высоцкого или перепечатанные тайком стихи поэтов, не обласканных властью. Реально же картины Рабина пришли к отечественной публике лишь после перестройки: в 1990 году ему вернули советское гражданство. Уже год спустя художник впервые показал свою выставку в Москве. За время эмиграции Рабина обрел международное признание, его персональные выставки прошли в Австрии, Великобритании, Норвегии, США, Франции, Швейцарии. Но уже в начале 1990-х мастер вновь «вписался» в отечественный арт-контекст, хотя бывал в Москве лишь наездами.

В наши дни Оскар Рабин расценивается как ключевая фигура советской независимой культуры, возникшей в эпоху оттепели в противовес официальному искусству. Прозванный на Западе «Солженицын в живописи», он правдиво и красноречиво отразил настроения общества в 1960–70-е годы. Вместе с тем творчество мастера по сей день не утратило актуальности. Недаром в 2005 году ему присуждена государственная премия «Инновация» в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства».

Обладая обостренным чувством справедливости и глубоко индивидуальным восприятием мира, Рабин стоял у истоков нонконформизма. Он был в числе организаторов «Лианозовской группы», сложившейся вокруг Евгения Кропивницкого — живописца и поэта, который в годы войны заменил рано осиротевшему Оскару отца. Семь лет, с 1958-го по1965-й, бывший лагерный барак в Лианозове, где жили Рабин и его жена Валентина Кропивницкая, служил центром притяжения инакомыслящей интеллигенции. Среди ближайших друзей были художники Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, поэты Генрих Сапгир и Игорь Холин. Да и такие крупные фигуры, как Илья Кабаков, тоже были близки этому кружку единомышленников – ниспровергателей доктрины соцреализма.

Позже очаг неофициального искусства переместился к Преображенской площади в Москве, куда переехала семья Рабиных. Там устраивались квартирные выставки, поэтические вечера и дискуссии, получившие резонанс на Западе.

Жизнь московского пригорода с брутальными, «низменными» приметами советской материальной обыденности, ее драматической абсурдности надолго стала темой творчества Рабина. В этом художник следовал традиции европейского экспрессионизма 1920-х. Стремясь придать изображению социально-критический аспект, подчеркнуть антигуманность среды, в которой обитает его современник, Рабин намеренно искажал перспективу, деформировал предметы, нарушал масштаб. В эмоционально острой, но и лаконичной манере живописца переплелись различные жанры и художественные приемы, включая коллаж и ассамбляж. Драматургию сюжета подчеркивают хронологические «вехи», отмеченные обрывками газет, наклейками, этикетками.

Исповедальная живопись Рабина с ее критическим пафосом давно стала объектом частного, а затем и музейного собирательства. Сегодня произведения мастера хранят многие музеи мира, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, Московский музей современного искусства, а также Музей Майоля (Франция), собрание Бар-Гера (Германия) и ряд собраний в США. Художник не раз дарил свои работы российским музеям, несмотря на то, что сегодня почти каждый коллекционер стремится иметь его картины, а их цена на аукционах достигает сотен тысяч евро, порой даже превышая миллионную отметку.

Еще в 1986 году в Париже вышла автобиографическая книга, давшая название самой масштабной ретроспективе художника в Москве. Выставка «Оскар Рабин. Три жизни» состоялась в Третьяковке в 2008 году в честь юбилея автора. Свою судьбу, полную лишений и трагических событий, он делил на три этапа: юность до 1953 года, жизнь в Москве и в Париже. О чем рассказал тогда и нашей газете.

В этом году в Европе широко отметили 90-летие мастера, во Франции прошли его серьезные выставки. Главная из них была развернута в парижском Гран-Пале во время крупной арт-ярмарки. А затем наметили показ в Италии, до вернисажа автор не дожил всего день. Тем не менее, экспозиция в срок открылась в Русской академии во Флоренции. Кстати, в церемонии участвовал посол России в Ватикане Александр Авдеев, прежде министр культуры РФ и тот самый посол, который в 2006 году в Париже вручал Рабину российский паспорт.

У великого Лукино Висконти есть полный трагизма фильм «Смерть в Венеции». Напротив, оплакивая Оскара Рабина, его друзья и почитатели искренне говорят: «Для художника не может быть лучшей смерти, чем уйти в 90 лет в ясном сознании накануне выставки во Флоренции!». Похоронят же мастера в Париже, на легендарном кладбище Пер-Лашез. И тем не менее Рабин -- больше чем живописец - навсегда останется в истории русской культуры, прежде всего как пример удивительной стойкости и сострадания.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5111
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...