Главная Наука и технологии 00:18 09 Ноября 2018 3565
Триумф и забвение космоплана «Буран»

Исполняется 30 лет со дня запуска супертяжелой ракеты «Энергия» с советским космическим кораблем «Буран»

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
Фото: globallookpress.com

— Это был самый масштабный, сложный и высокотехнологичный проект в нашей космонавтике, — вспоминает сегодня создание ракеты «Энергия» и корабля «Буран» один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, Герой Социалистического Труда, экс-министр Борис БАЛЬМОНТ. Мой собеседник хорошо знает эту страницу истории. Будучи первым заместителем министрра общего машиностроения СССР (так называлось в те годы ракетно-космическое министерство), Борис Владимирович по решению высшего руководства страны возглавил в 1976-м Межведомственный координационный совет по проекту «Энергия — Буран». В Совет входили руководители министерств и ведомств, генеральные и главные конструкторы, директора крупных предприятий, видные ученые. И вот 15 ноября 1988 года СССР запустил супертяжелую ракету «Энергия» с космическим кораблем «Буран».

Первый полет корабля — это всегда беспилотные испытания. И потому в просторной 10-местной кабине экипажа не было. Дважды обогнув земной шар, 100-тонный «Буран» совершил беспрецедентную для космолетов такого класса посадку на аэродромную полосу в автоматическом режиме. Боковое отклонение при этом составило всего лишь три метра. Мировые СМИ сообщали о «сенсационном достижении русских».

— Вся страна работала на этот проект, — продолжает Бальмонт. — В нем было задействовано более 1200 предприятий и организаций, почти сотня министерств и ведомств, крупнейшие научные и производственные центры. В общей сложности — свыше миллиона человек! И вся эта махина должна была работать как огромный конвейер, по взаимоувязанному плану, в едином ритме...

Слушая Бальмонта, я думаю о том, что в сегодняшних условиях это было бы неподъемным делом для нашей космонавтики. Представьте: только для нового орбитального корабля (не считая ракеты) при подготовке производства потребовалось более 20 тысяч наименований оснастки. Многое приходилось разрабатывать с нуля. Были созданы сотни уникальных специальных средств технологического оснащения, не имевших аналогов в мировой практике, и 300 принципиально новых технологий. Организовывали специальные производства. И делать все надо было в сжатые сроки.

Конечно, что-то не получалось, случались неудачи. Но, по словам Бальмонта, ссылки на «объективные трудности» тогда не принимались. Вот лишь один весьма характерный пример.

Однажды на Межведомственном координационном совете только что назначенный первый заместитель министра тяжелого и транспортного машиностроения Николай Иванович Рыжков (недавний директор Уралмаша и будущий председатель Совета Министров СССР) сообщил, что до окончания навигации тяжелые части установки для испытания мощных двигателей доставить из Донбасса в подмосковные Химки невозможно. Конструкцию предстояло отправить по речным путям, это был единственно возможный вариант, учитывая габариты изделия. Вежливо, но резко воспротивился главный конструктор В.П. Глушко, сказавший, что это отбросит сроки испытания двигателей, а следовательно, и выполнение всего проекта на год. Вслед за ним выступил заместитель Главкома РВСН М.Г. Григорьев, заявивший, что «с вами или без вас, но поставки будут осуществлены в срок». Доставка была осуществлена в Химки без задержек. Лучшие в мире ракетные двигатели были вовремя испытаны и приняты к производству.

Вся история создания «Энергии» и «Бурана» наполнена такими яркими, порой и драматичными сюжетами. А ведь поначалу создание многоразового орбитального корабля вообще не стояло у нас в повестке дня. В США такие планы начали обсуждать в конце 1960-х, в 1971-м американцы приступили к работам над программой космических челноков. А в СССР многие конструкторы и ученые посчитали, что не нужно втягиваться в эту гонку. Расчеты показывали, что одноразовые ракеты будут намного дешевле многоразовых систем. Что, кстати, и подтвердилось впоследствии. Запуск шаттла (полезная нагрузка до 30 тонн) обходился в 500-600 млн долларов, а запуск «Протона» (полезная нагрузка 20 тонн) — в 60 млн. И в пилотируемых полетах запуски экипажей на наших ракетах «Союз» тоже были в 10 раз дешевле, чем на шаттлах. Словом, по поводу экономичности спорить не о чем.

Но все резко изменилось в 1975-м. В Институте прикладной математики Дмитрий Охоцимский и Юрий Сихарулидзе провели исследования, моделирование, расчеты, которые показали: будущие шаттлы смогут долететь до Москвы, если совершат боковой маневр с отклонением на 2000 км и снизятся до 70 км. То есть у США появится возможность нанести упреждающий обезглавливающий удар: Директор института академик Мстислав Келдыш, который до мая 1975-го был президентом Академии наук, направил доклад в ЦК КПСС. Документ встревожил генсека Леонида Брежнева и его соратников по политбюро, прежде всего, куратора «оборонки» секретаря ЦК Дмитрия Устинова. И на самом верху было принято решение: в ответ нам необходимо создать свою многоразовую космическую систему. Документы ЦК КПСС до сих пор засекречены, но известно, что в феврале 1976-го вышло соответствующее постановление правительства.

— Еще на стадии обсуждения, — подчеркивает Бальмонт, — и я, и ряд директоров институтов высказывали серьезные сомнения в необходимости создания многоразового орбитального корабля. Исходили из того, что огромные расходы могут обескровить отрасль и страну. С этим был согласен и академик Валентин Петрович Глушко, возглавивший в 1974-м НПО «Энергия». Он мечтал построить на Луне долговременную научно-исследовательскую базу, что было записано в комплексном плане, представленном в правительство. В том документе речь шла, в частности, о создании мощнейшей ракеты «Вулкан», которая смогла бы выводить на околоземную орбиту 200 тонн груза, и о лунном экспедиционном корабле. Понятно, разработка «Бурана» отодвигала реализацию лунной программы. Но решение по «Энергии — Бурану» все-таки было принято. И работа закипела. Впрочем, свою мечту Глушко не оставил. Наш с ним последний разговор состоялся после успешных полетов супертяжелой ракеты «Энергия». Валентин Петрович сказал, что хотел бы дожить до полетов к Луне. Вскоре его не стало...

Неоднозначным, по воспоминаниям моего собеседника, было отношение к «Бурану» и Мстислава Келдыша. Обсуждая с академиком возникающие при реализации проекта сложности, Бальмонт замечал перемены в настроении ученого. Его тоже беспокоило сокращение финансирования других важных проектов.

— Во время одной из наших бесед в 1977 году, — замечает Борис Владимирович, — речь зашла об информации, полученной от военных. Сообщалось, что американцы решили оснастить новыми ракетами подлодки на своей тогдашней военной базе в одном из норвежских фьордов. Расчеты показали: запуск «Трайдентов» мы обнаружим лишь за сколько-то минут до подлета к Москве. Мы тогда в разговоре не перекинули мостик к «Бурану», но было ясно: ситуация с его разработкой теперь выглядит в новом свете. Зачем, спрашивается, на «Буран» тратить такие деньжищи, если брешь в обороне все равно остается? Этот вопрос волновал тогда не только меня. Однако маховик был запущен, и остановить его не представлялось возможным...

Полет «Бурана» 30-летней давности оказался единственным. По программе второй корабль должен был отправиться в семисуточный полет опять-таки в автоматическом режиме и состыковаться со станцией «Мир». А уж на третьем корабле в полет отправились бы космонавты. Но дальнейшее финансирование программы было непосильным для страны, и проект закрыли. И сегодня об удивительном космоплане мы вспоминаем в основном в преддверии круглых дат. «Буран» оказался в забвении...

Между тем в этом корабле воплотились наивысшие достижения отечественной науки и ракетно-космической техники, которыми стоит гордиться. Благодаря этому проекту было разработано около 600 замечательных технических и технологических новшеств, внедрение которых могло бы дать многомиллиардный экономический эффект. К сожалению, большинство из них остались невостребованными.

Что касается созданной 30 лет назад супертяжелой ракеты-носителя «Энергия», то, как считает Бальмонт, она при небольшой модернизации сегодня очень бы пригодилась. Важное отличие ее от шаттлов в том, что «Энергия» стартует с Земли на своих двигателях, самостоятельно, а в США при запусках должны были включаться двигатели и ракеты, и корабля...

Хорошо бы нам и сегодня уметь так организовать работу, как это было 30 лет назад. С одной существенной поправкой: четко выбирать векторы развития, главные направления нашего продвижения в ближнем и дальнем космосе.

А в это время

Кто обуздает «Энергию»?

Волна кадровых перетрясок захлестнула в очередной раз ракетно-космическую отрасль. Не избежала странного кадрового сюрприза и знаменитая Ракетно-космическая корпорация «Энергия», у истоков которой стоял легендарный Сергей Павлович Королев. Это головное по пилотируемым космическим системам предприятие. Но в последние годы «Энергия» переживает не лучшие времена. Пробуксовки, задержки с реализацией таких важных проектов, как новый разгонный блок, новый корабль «Федерация», неудачи со спутниками для Анголы и Египта, 30-миллиардный долг, уголовные дела... Прежний руководитель Владимир Солнцев покинул предприятие три месяца назад. Кто теперь у штурвала?

— «Энергия» — очень не простое предприятие, и когда сюда приходят руководители со стороны, «варяги», то, как показывает практика, ожидание быстрых кардинальных позитивных перемен нередко не оправдывается, — говорит авторитетный конструктор (был заместителем генерального конструктора «Энергии») и космонавт (четыре полета), дважды Герой Советского Союза Валерий РЮМИН. — Директор должен хорошо знать кадры, возможности производства, конструкторских служб, узкие места, потенциал корпорации. На это уходит немало времени. Может быть, не стоит сегодня экспериментировать? Скажу откровенно: в корпорации с одобрением восприняли недавнее избрание на собрании акционеров генеральным директором «Энергии» Сергея Романова. Он наш, местный, 38 лет трудится в «Энергии». Прошел путь от инженера до генерального конструктора. Доктор технических наук. Знает производство от а до я. И тем удивительнее было узнать, что на недавнем заседании Наблюдательного совета Роскосмоса Романова не утвердили в должности гендиректора. К этому вопросу обещали вернуться, когда в Роскосмос будет представлен план финансового оздоровления. А может быть, просто хотят под благовидным предлогом вообще не утверждать Романова, чтобы прислать очередного варяга?

Тревогу Валерия Рюмина разделяет и хорошо известный в отрасли конструктор и организатор производства Николай ЗЕЛЕНЩИКОВ (до выхода на пенсию был первым вице-президентом РКК «Энергия»):

— Романов — наиболее подходящая кандидатура на пост руководителя предприятия. Отличный производственник, замечательный конструктор, преданный делу. Трудоголик. Не скрою, бывает резковат, порой слишком жестко относится к промахам и ошибкам. Но с этим, думаю, он справится, главное — очень толковый специалист. Не очень понятно, почему возникли противоречия между собранием акционеров и Наблюдательным советом.

Рюмин и Зеленщиков — представители РКК «Энергия», их мнение — взгляд изнутри. А вот что думает об этой ситуации экс-министр Борис БАЛЬМОНТ, специалист высшего класса в области управления, хорошо знающий принципы подбора кадров в ракетно-космической отрасли в советские времена:

— Я много раз участвовал в обсуждении кандидатур на должности руководителей предприятий. Взвешивали все за и против. Принцип был такой: если доверяем, значит, доверяем. А в случае с нынешним кадровым назначением — никудышная ситуация: собрание акционеров, между прочим, весьма высокая инстанция, выбирает в сентябре Романова директором, а Наблюдательный совет Роскосмоса в октябре не утверждает его. Для руководителя предприятия это в какой-то степени унизительно. Когда первому лицу как бы выражается недоверие, нередко возникают разные группировки, и это не способствует стабильной работе. Сомневаюсь, что Наблюдательный совет поступил правильно. Так кадровые вопросы не решаются. В создавшихся условиях замена Романова на «варяга» стала бы непростительной ошибкой с очень негативными последствиями для предприятия и для отрасли.

Санкции и производственные ограничения не помогли, отметил обозреватель журнала The National Interest Питер Сичиу

Фото: Liu Dawei/Синьхуа, globallookpress.com

В руководстве НАТО шокированы тем фактом, что Воздушно-космические силы России продолжают получать истребители Су-35 и Су-57. Об этом сообщило американское издание The National Interest (NI). «Объединенная авиастроительная корпорация...

У чиновников свои представления о том, что полезно народу, а что ему вредно

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Похоже, цифровизация вплотную надвинулась и на КоАП. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Продолжается безудержный процесс увода в виртуальное пространство реальной жизни. Происходит это из представлений чиновников о том, что полезно народу, а что ему вредно. И вот правительственная комиссия одобрила законопроекты,...

Наука и технологии 00:09 / 11 Октября 2024 11232
Технопарк

Эпидемия короновируса привела к снижению температуры на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Луна. © Alexander Legky, Фото: globallookpress.com

Если вы можете найти в ночном небе Большую Медведицу и Полярную звезду, то смело отмечайте в субботу, 12 октября, Международный день астрономии. Кстати, астрономы имеют привычку приурочить свой профессиональный...

CyberCab – двухместное роботакси, обещающее совершить революцию в транспортном ценообразовании; Robovan – 20-местный автобус-«утюг» на колесах 

Кадр видео с YouTube

Илон Маск, основатель компании по производству электромобилей Tesla и космической корпорации SpaceX, презентовал сразу два роботизированных автомобиля, предназначенных для работы в сфере общественного транспорта. Об этом в пятницу, 11 октября...

Работа с нейросетями перестала быть прерогативой только программистов и разработчиков

Максим Башкеев
Труд

Искусственный интеллект стремительно меняет рынок труда. Если еще недавно прикладная работа с нейросетями выглядела экзотикой, то сегодня навыки взаимодействия с ИИ требуются для успешного трудоустройства представителям десятков...

Уроки цифровой безопасности нужны и детям, и взрослым

Олег МИНАЕВ
Труд
Фото: © Ralf-Udo Thiele, globallookpress.com

Уже в этом учебном году в школах и вузах могут появиться уроки цифровой безопасности. Появление такого образовательного курса давно назрело, причем подобные уроки необходимы и юным гражданам, и вполне уже взрослым. И этот...

Особое внимание, по свидетельству Махмуда-Али Калиматова, уделяется в данном вопросе сельским территориям 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Власти Ингушетии активно работают над вопросом устранения цифрового неравенства в республике. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул, что особое внимание в данном вопросе уделяется сельским территориям. Результаты проводимой работы уже...

Корпорации «ускоряют планы по разработке недорогого лазерного оружия», пишет газета Financial Times

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Ведущие оборонные компании мира занимаются разработкой лазерных средств поражения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщило британское издание Financial Times. «Оборонные компании ускоряют планы по разработке недорогого...

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России

Олег Юрьев
На 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников, студентов и ИТ-специалистов

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России в номинации «Самое массовое соревнование по спортивному программированию». Одновременно на 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников,...

Речь идет о беспилотниках-«камикадзе» Switchblade 600

Вооруженные силы Украины (ВСУ) начали применять в зоне специальной военной операции (СВО) ударные беспилотные летательные аппараты Switchblade 600 («Свитчблейд 600», в переводе с английского «выкидной нож») производства...

Таких машин в украинской армии насчитывается меньше десятка, отмечают обозреватели 

Кадр Telegram-канала «Операция Z: Военкоры Русской Весны»

Украинский дрон-перехватчик случайно сбил редчайший беспилотник Hawk, поставленный вооруженным силам Украины (ВСУ) американскими партнерами. Таких дронов в украинских войсках имеется менее десяти штук. Об этом в пятницу,...

«Роснефть» развивает цифровые технологии в области разведки, проектирования и разработки месторождений

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

В начале октября научный институт «Роснефти» в Уфе провел уникальную нефтегазовую конференцию «Цифровые технологии в добыче углеводородов: современные вызовы». В рамках мероприятия на открытой...

Это более быстрое начало совместной жизни

Фото: Андрей Аркуша, globallookpress.com

Главным преимуществом знакомств в интернете является то, что познакомившиеся в режиме онлайн пары начинают жить вместе на два месяца быстрее, чем те, что начинали общение «в реале». К такому выводу, как сообщает интернет-издание...

На аккаунты пожилой женщины, прославившейся публикацией рецептов и кулинарных секретов, были подписаны три миллиона человек 

Кадр видео из соцсетей

Жительница Подмосковья, известная как автор популярного блога в соцсети TikTok под ником «баба Маша», скончалась в возрасте 98 лет. Об этом в среду, 23 октября сообщили админы ее Telegram-канала. «Дорогие подписчики, к сожалению,...

Андрей Бабкин был признан негодным к летной службе по причине насморка

Фото: пресс-служба «Роскосмоса», globallookpress.com

Кандидат в космонавты Андрей Бабкин, который не смог полететь в космос из-за фильма «Вызов» и который был признан негодным к летной службе по причине насморка написал письмо президенту России Владимиру Путину. Об этом собщило интернет-издание...

Учитывая ограниченное число таких машин, каждая из них представляет для украинской армии серьезную ценность, отмечают обозреватели 

Кадр видео с YouTube

Украинские вооруженные силы задействовали во вторжении в Курскую область танки Stridsvagn 122 или Leopard 2A6, которые являются одними из лучших в украинском арсенале. Об этом в четверг, 3 октября сообщает Forbes. «В 2023 году Украина...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?