Российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева задержали 6 ноября по запросу прокуратуры Монако с особой, изощренной жестокостью: аккурат накануне футбольного матча Лиги чемпионов с участием принадлежащего ему клуба «Монако». Как сообщает французская газета Le Monde, его обвиняют в коррупции, подкупе представителей власти, торговле влиянием. Адвокаты миллиардера требуют конфиденциальности и неразглашения подробностей дела, но куда там: джинн выпущен из бутылки!
В шикарных апартаментах Рыболовлева в жилом комплексе La Belle Epoque в Монте-Карло прошли невиданные здесь ранее обыски. Одновременно комиссия ФИФА по правилам фейр-плей «наехала» на руководство клуба, обвинив его в незаконном финансировании из офшоров. И (поистине, беда не приходит одна) ко всему прочему, «Монако» проиграл с разгромным счетом 0:4...
Как это все понимать? Дмитрий Рыболовлев не первый и, что-то мне подсказывает, не последний россиянин из списка Forbes, кто из категории вершителей судеб и хозяев жизни безжалостной рукой западных «партнеров» превращается в изгоя — при всех своих деньгах и цацках, казалось бы, гарантировавших этим людям долгую и счастливую жизнь в тихих гаванях. А им теперь говорят: руки за спину, извольте с палубы в трюм!
Когда в 2007-м по обвинению в сутенерстве арестовали в престижном Куршевеле, подержали в КПЗ и выпустили с изрядно потрепанным имиджем завидного жениха, любителя баскетбола и нимфеток Михаила Прохорова, это выглядело глупой случайностью, эпизодом из ряда вон. Говорили тогда о мести экс-партнеров по бизнесу, о показательном выпаде Николя Саркози, самоутверждавшегося в президентском кресле.
Так, наверное, оно и было, поскольку очень долго «наших» не тревожили — ни Березовского, ни Чичваркина, ни Пугачева, ни тысячи фигур помельче, которыми кишели Лазурные и прочие берега. И деньги продолжали рекой утекать из России все в те же банки и офшоры, и все каталоги с предложениями элитной недвижимости, яхт и самолетов неизменно выпускались на русском языке. Но в последние три-четыре года колючий ветер перемен задул нашим олигархам и в лицо, и в спину, и, что особенно неприятно, в карманы.
Впрочем, и в случае с Рыболовлевым нас просят не обобщать и не искать политического подтекста в обычном споре «хозяйствующих субъектов». Так ли оно? Все неприятности для Рыболовлева начались с того, как в 2015 году он подал в суд на женевского арт-дилера Ива Бувье. Россиянин обвинил того в мошенничестве при продаже ему коллекции живописи великих мастеров, из которых с барышом россиянину удалось перепродать только Леонардо. Теперь Рыболовлев решил, что у него просто выманили миллиард долларов за переоцененные с помощью экспертов Sotheby’s шедевры Пикассо, Модильяни, Гогена и др. Тогда за 37 полотен он отдал около 2 млрд долларов, поверив велеречивому арт-дилеру про быструю прибыль, которую Ив уже оставил себе...
В ходе дальнейшего процесса разгорелся коррупционный скандал, тут же окрещенный «Монакогейтом», из-за которого министр юстиции княжества Филипп Нармино вынужден был подать в отставку. Чтобы получить данные о заведомо преступном намерении арт-дилера завысить экспертную оценку коллекции, адвокат Рыболовлева записала на мобильник частную беседу с помощницей Бувье. Смартфон для проверки на подлинность был изъят судом, который, к своему удивлению, обнаружил в памяти телефона подтверждения тесного взаимодействия миллиардера с представителями властей, спецслужб и даже с самим министром Нармино, который вместе с женой гостил на вилле россиянина.
Среди контактов адвоката фигурирует, например, Режис Ассо, директор общественной безопасности Монако. В марте 2015-го русский миллиардер преподнес ему «превосходный самовар» и передал «большое спасибо за помощь в отношении швейцарских друзей». Из переписки адвоката следует, что полицейские начальники охотно помогали владельцу «Монако» плести сеть вокруг «невинного» швейцарца, что уже попахивает сговором.
А уж когда нувориш подал в суд и на экспертизу Sotheby’s, то последовал мощный ответ оккультных сетей влияния, вставших горой на защиту репутации британского аукционного дома. Французская Le Monde дала первый залп по «приватизации господином Рыболовлевым системы правосудия в Монако»...
В принципе нашим согражданам и дела бы не было до того, как распоряжается на Западе своими миллиардами, выкачанными из России, очередной ударник капиталистического труда, порожденный российской, насквозь лукавой и коррупционной, экономической и политической системой. Наши люди давно уже научились не плевать против ветра и не вникать, кто там у кого дубинку украл. Думаю, немного найдется в России тех, кто близко к сердцу примет злоключения господина Рыболовлева.
Однако любопытно другое: в Европе вслед за США наметилась явная тенденция к тому, чтобы отобрать под разными предлогами вывезенное на Запад бабло, которое уже было давно легализовано и вложено при высочайшем соизволении властей в странах, где свобода и собственность вроде бы неприкосновенны. Но, как говорится, есть нюансы. После введения Вашингтоном личных санкций против людей влиятельных и вхожих в Кремль возникло очевидное оживление по части «честного отъема денег» у впавших в негу и расточительство «новых русских», уже изрядно постаревших и подрастерявших нюх и инстинкты самосохранения.
И где же те улыбки, какими одаривали сильные мира сего на Западе российских богачей, выгуливавших во дворцах и казино свои первые фраки и первых жен? Вместо улыбок — оскал. Им всеми способами дают понять: ах, вы из той самой России, где Путин? Тогда держитесь от нас подальше! Последнее — не образ, а факт. Тому же Рыболовлеву отказано от дома князя Альбера в Монако, а ведь раньше они были чуть ли не друзьями. Роман Абрамович не может приехать, когда хочет, на матч своего «Челси», а ведь он вложил в клуб сотни миллионов...
Ну ладно, подсанкционные Дерипаска, Вексельберг и Костин не будут приглашены на Всемирный экономический форум, который состоится в январе в швейцарском Давосе. Это еще не самое страшное. Других в чем только не обвиняют — от «нанесения телесных повреждений представителю власти», как Полонского, посылавшего всех без миллиарда в кармане в ж..., и «отмывания денег и неуплаты налогов», как Керимова, до насилия по отношению к несовершеннолетним дочерям, как Шалву Чигиринского в США. А то и без всяких предлогов просто не продлевают вид на жительство, как уже упоминавшемуся Абрамовичу. Остающимся беглецам, свившим себе гнездышко в тихих гаванях, явно пора продавать клубы, яхты и дворцы и думать о родине. Где их, возможно, пригреют и, может быть, даже простят. Пока простят...