- Скажите, Василий Юрьевич, а что же изменилось?
- Нам, как мне кажется, удалось нащупать самые больные, взрывоопасные "точки". И когда мы рассматривали первый бюджет, то застолбили два ключевых направления. Во-первых, обеспечить все социальные выплаты, затрагивающие жизнь людей. И, во-вторых, разобраться, что происходит в экономике Подмосковья, принять меры по наведению элементарного порядка и укреплению платежной дисциплины.
- Если не секрет, какой тогда был бюджет?
- Порядка 16 млрд. рублей. В этом году будет 70, а в следующем - больше 80 млрд. рублей.
- Откуда такой рост? Раньше предприятия налоги не платили?
- Платили, но мало. А сейчас в Подмосковье пришли новые инвесторы, они активно развиваются и соответственно пополняют казну. Кроме того, мы внимательно разобрались, кто работает на нашей территории. Обнаружили массу предприятий, зарегистрированных в других регионах, и попросили "прописаться" на подмосковной земле всех, кто использует нашу инфраструктуру, наши ресурсы. Плюс хорошими темпами росла промышленность. Скажем, мы никогда прежде не строили по 3,5 млн. кв. метров жилья в год, а сейчас вышли на этот уровень.
В итоге растут реальные доходы и уровень жизни граждан. Мы каждый год обязательно принимаем решение о повышении выплат и надбавок людям, социально незащищенным. Это работники культуры и правоохранительных органов, учителя, пенсионеры, инвалиды...
- Как сообщалось, по уровню минимальной оплаты труда область даже столице дала фору?
- Я не знаком с планами мэрии на этот счет. А в области мы заключили соглашение работодателей, профсоюзов и власти: установить минимальную заработную плату в 2200 рублей. Представители 11 крупнейших объединений работодателей под соглашением уже подписались. Такой уровень минимальной зарплаты должен быть обязательным не только для города, но и для села, где пока низкие заработки...
- А стоит ли заниматься сельхозпроизводством возле столицы?
- Почему нет, если под боком огромный рынок сбыта? Мы на нем вернули позиции, тесним импортеров. Сегодня люди уже не покупают замороженных кур и польскую картошку в Москву не завозят, потому что наша птица и наш картофель вкуснее. Этот год по погодным условиям очень сложный, но мы гарантируем столице поставки продовольственных товаров - и по количеству, и по качеству.
Сейчас наше сельское хозяйство развивается. Идет интенсивный процесс слияния слабых предприятий с сильными хозяйствами, после чего они работают рентабельно. В этом году мы ожидаем, что "валовка" АПК увеличится на 8 - 9 процентов. А в пищевой промышленности уже 30-процентный рост.
- Было время, когда в Подмосковье имели место "веерные" отключения. Как сейчас отношения с энергетиками?
- Им сегодня нас упрекнуть не в чем - область вовремя платит за электричество. Мы реструктурировали все долги. Так же строим отношения со всеми представителями ТЭК.
- Деньги у предприятий появились?
- Прежде всего появилась дисциплина. Мы объявили предприятиям: привыкайте, что за все надо платить. Это универсальный принцип, который позволяет выстроить нормальные партнерские отношения. Добросовестный плательщик имеет моральное право требовать качественное обслуживание. А если он еще занимается сбережением ресурсов, несет социальные обязательства, то смело может рассчитывать на нашу поддержку.
Скажем, приходит инвестор и хочет просто подключиться к сети. Но ведь есть еще население, объекты соцкультбыта. При экстенсивном подходе, без ресурсосбережения нельзя развиваться дальше - посадим на голодный паек деревни и поселки. Поэтому мы говорим предпринимателям: приходите, но покупайте лимиты. А если вы вкладываете в области больше миллиона долларов, то мы даем вам льготы, налоговые освобождения. У нас такой закон принят, и он действует.
- Федеральные власти спорят о сроках коммунальной реформы, а она тем временем сходит на нет...
- Какие могут быть сроки? "Коммуналкой" надо заниматься постоянно, потому что она касается буквально каждого. И власти, и люди должны осознать, что тепло в доме, чистота в подъезде, газ в деревне - все стоит денег. Чтобы восстановить это хозяйство, которое было запущено во времена политических баталий, нам, например, требуется не меньше годового бюджета. Но мы можем выделить от силы 5 - 6 миллиардов рублей - на латание дыр и чуть-чуть на развитие.
Как же быть? Для начала перестать объявлять реформу. Надо просто заниматься конкретным делом - искать новые формы, создавать рынок услуг. Надо, чтобы работать "коммуналке" было и выгодно, и в то же время ответственно. Бывает, приходит предприниматель и заявляет, что хочет заниматься бизнесом в этой сфере. Но я говорю: это не только бизнес, но и жизнь людей, а с теплом и светом шутить нельзя. Реформа должна идти к конкретному человеку. Вот тогда и результат будет.
- Соседство со столицей создает немало проблем - например, люди живут в Подмосковье, а работать едут в Москву...
- К счастью, этот поток удалось затормозить. Мы создаем рабочие места, стараемся хорошо платить людям, чтобы не ехали в столицу на заработки. Например, в Подольске лет десять назад в промышленности было занято более 80 тысяч - не всякий областной центр имел такую индустрию. Потом был кризис, обвал, половина специалистов ушла. И вот сегодня мы восстановили производство в полном объеме, люди вернулись.
Или взять МКАД, где мощная сфера обслуживания, торговые комплексы. Я сам пять лет назад, будучи главой Ленинского района, подписывал договоры с "Твой дом", "Вэймарт", "Икеа". Мы тогда сразу говорили: нам нужны не склады, а предприятия, торгующие и товарами, и услугами. Теперь уже никого не удивишь магазинами, где игротеки, кинотеатры, кафе, даже катки.
А посмотрите, что происходит на въездах в столицу - фуры, километровые пробки. Пора обустраивать следующее кольцо - "бетонку". Строить терминалы, базы по приему, сортировке, переработке.
- Московские власти хотят убрать из столицы заводы.
- А мы не против принять. Но надо подумать, как это лучше сделать. Скажем, производство на новом месте должно отвечать самым жестким экологическим требованиям - ведь его выносят туда, где отдыхают москвичи.
- В Подмосковье Дубна и Королев получили статус наукоградов, еще почти двадцать городов этого добиваются. Что это им дает?
- Прежде всего - деньги. Федеральная власть берет на себя часть финансирования, плюс по закону столько же должна дать область. Денег на это жалеть нельзя. Мы недавно проводили конференцию, в которой участвовали двести наших ученых, некогда уехавших за границу. Говорили о научном и человеческом потенциале. Мы должны жить не за счет распродажи природных богатств, а благодаря развитию наукоемких технологий. Потому что это и есть прогресс. Между прочим, у нас из тысячи подмосковных жителей 124 имеют высшее образование. Такой потенциал грех не использовать.
Наш регион одним из первых обратился с просьбой увеличить квоту в рамках президентской программы подготовки кадров. Начинали с двухсот, а сейчас нам необходимо готовить в год около тысячи специалистов. Спрос на знания растет. Что не может не радовать. Ведь самое выгодное вложение капитала - в образование и здоровье человека. Эти затраты всегда окупятся.