В Кремле отрицают слияние России и Белоруссии, а такой сценарий называют «абсолютной чушью». Разговоры о гипотетическом объединении стран возникли не вчера, но на волне белорусского политического кризиса они возобновляются с новой силой.
В середине месяца в Москве ждут визита президента Белоруссии Александра Лукашенко. По оценкам экспертов, на встрече президенты наших стран затронут темы конституционной реформы в Белоруссии, долга республики и дальнейших планов по углублению интеграции в рамках Союзного государства.
«Конечно же, никаких слияний, поглощений и так далее быть не может как результат визита. Это абсолютная чушь», - заявил СМИ пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Он назвал отношения между республиками «многовекторными». По словам представителя президента России, на подобных переговорах глав государств затрагиваются вопросы экономического сотрудничества, поставок энергоресурсов, интеграции в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, а также темы конфликтов в регионах.
Союзное государство не исключает в отдалённой перспективе единую валюту и общий эмиссионный центр. Однако такие шаги довольно существенны, считает Песков. «Мне неизвестно о том, что предметным образом эта тема обсуждалась, и, конечно, это все-таки вопрос воли двух стран, пока такой воли не озвучивалось», - цитирует пресс-секретаря ТАСС.
Что думают в Минске
В рамках положений Союзного государства объединяться уже непросто, заявил сегодня российским СМИ белорусский президент. «Поэтому мы с президентом России начали обсуждать так называемые карты. Чтобы приспособить к нынешним условиям и выработать в нынешних условиях новые пути интеграции», - приводит РИА Новости слова Батьки.
В апреле Александр Лукашенко допустил появление общей валюты двух стран, но денежной единицей не должен быть рубль. «Мы не против, но только это должна быть нейтральная валюта. Не белорусский рубль, не российский», – сказал Лукашенко (цит. РБК).
Незадолго до массовых протестов в Белоруссии Кремль безуспешно пытался склонить Минск к т.н. «углубленной интеграции»: обсуждение дорожных карт откладывалось и затягивалось. По мнению политолога Алексея Макаркина, даже сейчас Кремль не станет давить на Лукашенко: есть риск натолкнуться на недовольство народа. Белорусы могут занять антироссийскую позицию, а россияне удивятся и не поймут активности Москвы. Сам президент Белоруссии не раз показал, что готов давать приятные уху Москвы обещания: но никогда их не выполнял, говорил в беседе с TRUD.RU заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
Как писал ранее белорусский политолог Артём Шрайбман, белорусы не хотят интервенции и вхождения в состав России. По опросу Академии наук РБ, за вступление в Россию высказались лишь 7% белорусов, а за более тесный союз – 25%. Остальные поддержали дружбу независимых республик.
Голоса из России
По свежим данным ВЦИОМ, 43% россиян не считают нужным Союзное государство, достаточно добрососедских отношений. Поддержали объединение на равных 22% граждан, 17% выступили за вождение Белоруссии в состав России. А 1% - за вхождение РФ в Белоруссию.
По мнению российского ультраконсервативного философа Александра Дугина, результаты опроса говорят о «растерянности и некотором шоке от отсутствия ясности в стратегии государства» (цит. НСН). Второго Крыма не получится, ведь Москва не довела дело по Донбассу до конца, полагает Дугин.
Вероятно, ура-патриотический энтузиазм респондентов ВЦИОМа недостаточно велик по другим причинам. После весны 2014 года Россия потеряла не только львиную долю репутации на международной арене, но и деньги вместе с остатками стабильности. Доходы людей падают, а политический режим только ужесточается – хотя и не молниеносно. «Крымская эйфория» позади. А сегодняшние проблемы страны многим представляются отложенным следствием радикальной позиции Москвы на украинском направлении.
Люди понимают: если встанет вопрос о вхождении Белоруссии в состав России, «то безболезненно и гладко этот процесс едва ли пройдёт», - говорил «Взгляду» главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов.
«Мягкая аннексия»?
По мнению авторов американского издания Foreign Affairs, Кремль всё же попытается аннексировать славянскую соседку. Но при помощи нового метода – «мягкой силы». Авторы колонки допускают возникновение единой валюты, формирование единой оборонной и военной политики. Конституционная реформа в Минске нужна Москве для ослабления власти президента: чтобы впоследствии влиять на главу государства через контакты в среде парламентариев. Понятно, что Кремль панически боится «танков НАТО под Смоленском». Но корреспонденты Foreign Affairs забегают слишком далеко: пока нет никаких оснований даже для общего эмиссионного центра и единой валюты. Официальный Минск, Москва и Вашингтон вольны желать и бояться чего угодно. Но поведение народов и реальные возможности экономики – вещи упрямые и не всегда поддающиеся мечтаниям и рассчётам президентов, автократов и других представителей элит.