Главная Культура 23:12 09 Июля 2017 4381
Три детали балета

В МАМТе – премьера программы мировой хореографии ХХ века

Сергей Бирюков

В Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко представили две балетные премьеры — «Сюиту в белом» Сержа Лифаря и «Вторую деталь» Уильяма Форсайта. Дополненные еще одним одноактным спектаклем «Маленькая смерть» Иржи Килиана из репертуара театра, они составили трехчастную программу, пунктирно очертившую развитие мирового балета в середине и конце ХХ века.

Отправной точкой послужил балет Лифаря, восстановленный для МАМТа французскими хореографами Клод Бесси и Лораном Илером. Это произведение 1943 года, сочиненное для совместного исполнения артистами Парижской и Цюрихской опер, возвращает нас в период, когда на лидирующую роль в балетном искусстве претендовал неоклассицизм. Лифарь обратился к незаслуженно мало исполняемой музыке балета Эдуара Лало «Намуна» и тем самым, можно сказать, спас ее. Хотя, возможно, не имел такого намерения, поскольку полагал, что танец — высшее из искусств и в музыке не очень нуждается. Но раз уж есть эффектно написанная партитура — отчего ей пропадать.

Георги Смилевски в балете «Сюита в белом». Фото Светланы Аввакум

Причиной несчастливой судьбы этой музыки, очевидно, были недостатки самого балета Люсьена Петипа (старшего брата великого Мариуса) на ходульный сюжет о соперничестве двух мужчин—благородного аристократа и авантюриста-пирата — за восточную невольницу по имени Намуна, где, пройдя через невероятную цепочку глуповатых злодейств и благодеяний, героиня совершала правильный выбор. Произведение, созданное для Парижской оперы в 1882 году, успеха не имело, сейчас от его хореографии ничего не осталось. Хотя колоритная музыка с восточным акцентом, который так любили французские композиторы того времени (Бизе, Сен-Санс, тот же Лало), продолжала будить фантазию хореографов (вплоть до нашего современника и соотечественника Алексея Ратманского).

Понять их можно. Уже увертюра в исполнении оркестра МАМТа под управлением Феликса Коробова погружает в волнующую атмосферу романтических образов. В принципе, подумалось, и спектакль не очень нужен. Но вот занавес открывается — и публика разражается аплодисментами, настолько красив являемый ей стоп-кадр в виде причудливого «орнамента» из фигур всех участников представления. В последующем мы видим не столько сюжетный спектакль, сколько фантазию на темы множества классических балетов XIX века. Возникают аллюзии на «Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихота», «Корсара»... Сохранившиеся в действии следы сюжета придают ему дополнительную рельефность. Так, в хрупком образе, созданном Эрикой Микиртичевой в дуэте с Денисом Дмитриевым (часть «Адажио»), угадываются черты очаровательной пленницы Намуны, в вызывающем соло Оксаны Кардаш («Сигарета») — ее соперницы Елены. Очень красивы пространственные композиции, где на первом плане солисты, а на бортике задника, словно на приподнятой корме корабля, выстраивается кордебалет, будто парящий над темной гладью моря. Завершается все начальной декоративной рамкой...

В качестве второй части вечера нам представили уже известный столичной публике балет знаменитого чешского хореографа Иржи Килиана «Маленькая смерть», идущий в МАМТе с 2010 года, а впервые поставленный Нидерландским театром танца на Зальцбургском фестивале 1991-го. В новом контексте этот одновременно эротичный и целомудренный «шестерной дуэт» 12 танцовщиков/танцовщиц на музыку Моцарта предстал пусть очень далеким, но органичным продолжением неоклассической традиции с ее ясностью линий и благородством чувств.

Наконец третий балет программы — тоже привет из 1991 года, когда состоялась его мировая премьера силами Национального балета Канады в Торонто (а в России его впервые поставили в Пермском театре оперы и балета в 2012-м). Внешне — очень резкий контраст к первым двум спектаклям, явно связанным с классикой как балетной, так и музыкальной. Тут мы наблюдаем поставангардный танец, который американец Форсайт придумывает, говорят, с помощью сложных операций с компьютером. Необычно прежде всего общее строение танцевальной партитуры. Привычные к классическим структурам — соло, ансамбли, кордебалет — мы не найдем здесь ничего подобного. Точнее, все это есть — но соло, если возникают, то через секунду растворяются в ансамбле, тот, живя ничуть не дольше, уступает место диалогу пар или иной причудливой форме. Никто не стоит на месте, все движется, рисунок танца сверхтекуч, как гармония в атональной музыке.

Оксана Кардаш в балете «Вторая деталь». Фото Влады Мишиной

Хотя музыка Тома Виллемса (постоянного соавтора Форсайта) здесь как раз не атональна и совсем не зыбко-текуча, а по контрасту с танцем жестко, даже брутально ритмична. Парадокс, но что-то в этих электронных звучаниях чем дальше, тем больше напоминает Стравинского — самого великого ритмика ХХ века. Вот так совершенно неожиданно эта ассоциация возвращает нас к неоклассическим балетам первой половины столетия, с одного из которых началась нынешняя программа. Более того, когда в демонстративно бесполый танец-унисекс, где и танцовщики, и танцовщицы на равных исполняют одни и те же акробатические фигуры, вдруг вторгается ЖЕНЩИНА, да еще такая яркая, как Ксения Шевцова, да еще с совершенно иным, явно женским в своей экстатической пластике танцем — невозможно не вспомнить «Весну священную». После этого кажется даже несколько банальным конец, когда эта «избранница» — вы угадали, падает замертво и спектакль обрывается.

При чем здесь «вторая деталь», спросите вы? Если честно, затруднюсь ответить. Как затруднюсь толковать эстетические комментарии Форсайта насчет того, что «хореографический объект — это модель, допускающая переход из одного состояния в другое в любом воображаемом пространстве», и что он, этот объект, «скорее альтернативная область обитания смыслов, помогающая восприятию потенциальных импульсов и организации действия». Одно несомненно: весь спектакль смотрится как ожидание, что же из этого текучего и стремительно переменчивого потока возможностей выкристаллизуется. Выкристаллизовывается гибель героини. Как поется в опере, «что верно — смерть одна». В мире, где человеческой личности трудно привлечь к себе внимание на сколько-нибудь длительное время и взгляд общества скользит равнодушно по верхам, любая яркая претензия на индивидуальность обречена на поражение. По крайней мере так прочел автор этой заметки послание создателя спектакля, в конце которого, с роковым падением женщины, один из танцовщиков презрительно опрокидывает ногой стоявшую на авансцене табличку с коротким словом the — английским определенным артиклем, символизирующем конкретность, индивидуальность, неповторимость предмета. Ничего личного...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5321
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4383
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...