Российские пилоты массово покидают отечественные авиакомпании и устраиваются работать в азиатские. С 2014 года по настоящее время Россия таким образом потеряла более трехсот высококлассных специалистов, и еще 400 оформляют документы на выезд в настоящее время. Об этом в пятницу, 9 июня сообщило издание «Коммерсантъ».
В числе трудовых эмигрантов, по данным источников издания, оказались около сотни командиров экипажей и инструкторов, – буквально цвет российского летного состава. Большинство из них работают теперь на китайских авиаперевозчиков.
Кадровая утечка больно ударила по российским авиакомпаниям - S7, «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр» и «ВИМ-Авиа», сообщают СМИ. Как отметили информаторы «Коммерсанта», уход из «ВИМ-Авиа» сразу двенадцати командиров воздушного судна (КВС) мог стать одной из причин масштабных сбоев полетной программы.
«Спасибо» чиновникам
В министерстве транспорта негативную тенденцию объяснили тем, что из-за низкого курса рубля рублевые зарплаты сильно не дотягивают до заграничных, а летать в азиатских авиакомпаниях пилотам приходится меньше. По данным ведомства, средняя зарплата гражданского летчика в Китае составляет от 17 до 25 тысяч долларов (968 000 – 1 424 500 рублей) в месяц. В России же летчик, работающий в должности второго пилота, получает ежемесячно около 350 тысяч рублей, командир воздушного судна — 470 тысяч, и только зарплаты инструкторов переваливают за полмиллиона рублей.
Впрочем, отмечают комментаторы, чиновники забывают о собственном, весьма существенном вкладе в создание предпосылок массового бегства пилотов из страны. 4 мая текущего года несколько сотен российских летчиков подали коллективное обращение в Международную организацию гражданской авиации (International Civil Aviation Organization – ICAO), прося защитить их от произвола со стороны Росавиации.
Причиной коллективной жалобы стало намерение федерального агентства аннулировать около тысячи свидетельств летчиков, проходивших подготовку в негосударственных летных центрах. Составители петиции отметили, что такое решение чиновников поставило под угрозу профессиональное будущее почти четверти российских пилотов.
Формальным основанием для мер, принимаемых Росавиацией, стали сомнения руководства ведомства в качестве подготовки пилотов в коммерческих центрах. Это вопрос безопасности, утверждают чиновники. Однако участники рынка заявляют, что обучение в центрах проводилось по программам, утвержденным самой Росавиацией, и ею же контролировалось. Так что, по мнению критиков реформы, ведомство беспокоится не о повышении безопасности полетов, а о переделе рынка в выгодном им ключе.
Заложниками ситуации стали сотни высококлассных специалистов. Значительную часть из них составляют бывшие военные пилоты, переучившиеся на управление гражданскими судами.
Интересно, что ICAO вмешиваться в конфликт не стала: пресс-секретарь организации Энтони Филбин заявил журналистам, что «национальные или корпоративные трудовые вопросы в области воздушного транспорта должны решать соответствующие местные учреждения и компании».
Очевидно, что в таких условиях переход в зарубежные компании с кратно более высокими зарплатами и дальнейшее переобучение, возможно даже за границей, стало для многих российских пилотов привлекательной перспективой.
Специалисты не митингуют
Бегство летчиков является верным признаком того, что государство идет весьма неверным курсом, отмечают обозреватели. В апреле нынешнего года аналогичная ситуация, правда, в другой отрасли, сложилась на соседней Украине: киевские политики обратили внимание, что специалисты Южного машиностроительного завода» имени Макарова» («Южмаш») массово уезжают в Россию.
«Люди увольняются, и ни для кого не секрет, куда переезжают лучшие специалисты, – заявил тогда депутат Верховной Рады из «Блока Петра Порошенко» Вадим Кривенко. – Премьер-министр тут с трибуны обещал решить проблему задолженности на «Южмаше»... Угледобытчикам мы компенсируем, а ракетчикам мы этого не делаем. Там сейчас работает почти семь тысяч человек, фактически однодневка».
Депутат, правда, не стал уточнять, что критическая ситуация на стратегически важном ракетном предприятии сложилась после того, как официальный Киев запретил ему сотрудничать с российскими компаниями.