КОШМАРЫ КУНАШИРА

Глава муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" Игорь Коваль отправил министру обороны Сергею Иванову сенсационное письмо. От имени населения острова Кунашир он просит главу военного ведомства оградить их от бесчинств солдат расквартированной в тех краях пулеметно-артиллерийской дивизии.

В письме, в частности, говорится, что складывается чрезвычайная ситуация в воинских частях, расположенных на острове, а конфликт между военнослужащими и гражданским населением в тех краях с каждым месяцем все углубляется. Участились случаи правонарушений и преступлений со стороны необузданного воинства, расквартированного в поселке Лагунное и селе Дубовом. Только в прошлом году бойцами совершено около 30 правонарушений и преступлений против жителей этих населенных пунктов. Военнослужащие совершают набеги на дачные поселки, устраивают кражи и грабежи, варварски раскурочили детскую площадку, дерутся с местными мужиками. Но переполнил чашу терпения беспрецедентный инцидент, случившийся под минувший Новый год. По сути - бунт полутора сотен солдат. Главным образом выходцев с Северного Кавказа.
В тот день в гости к землякам в казарму запросто отправился местный житель Роман Чакараев. Сам отслужил в свое время в этой части, после увольнения в запас остался жить на Курилах. Так что с порядками, а скорее, с беспорядком в военном городке был знаком. Прихватил изрядное количество спиртного. Как прошел через КПП - сейчас этим вопросом занимаются следователи. И прямо в казарме устроил грандиозную пьянку с многочисленными земляками, призванными на срочную службу. В основном - дагестанцами. Заставший все это безобразие дежурный офицер потребовал от Чакараева покинуть расположение части. Горячий кавказец полез драться. Последним доводом стало оружие. Выстрелом из пистолета Чакараев был ранен. На его защиту, подогретые спиртным, поднялись земляки. В части вспыхнул бунт. Как выяснило следствие, в беспорядках приняло участие не менее 140 военнослужащих, а не 70, как утверждали некоторые СМИ.
Все, что творилось дальше, сильно напоминало фильм про броненосец "Потемкин". Толпа бесчинствующих солдат лупила попадавшихся по дороге офицеров. Звучали призывы к захвату оружейной комнаты, набитой автоматами. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы из казармы не удалось своевременно вынести те автоматы раньше, чем бесчинствующая толпа добралась до них. Потом бунтовщики заперлись в трехэтажной казарме. Ситуация окончательно вышла из-под контроля командиров. Усмирить дагестанцев удалось лишь с помощью срочно стянутой со всего острова милиции.
Чакараеву в Центральной районной больнице поставили диагноз: "огнестрельное сквозное пулевое ранение левой половины грудной клетки с повреждением левого легкого". На днях зачинщик беспорядков выписан из больницы, его состояние медики оценивают как удовлетворительное. Ему вменяется статья 330 УК РФ, предусматривающая меру ответственности за самоуправство с применением физического насилия. В настоящее время 22-летний житель Южно-Курильского района находится под подпиской о невыезде, расследование продолжается.
Наиболее активных участников бунта быстренько самолетами вывезли с острова. Командование, как водится, попыталось не доводить дело до лишнего шума. Встревоженной общественности объяснили: мол, ничего особенного. Никакого бунта на Кунашире не было. А солдат-дагестанцев просто переводят с острова на пополнение других воинских частей.
В Южно-Курильском районе сейчас тихо. Но и местные власти, и гражданское население с понятной тревогой ожидают той поры, когда начнется очередной весенний призыв и на Курилы в пулеметно-артиллерийскую дивизию привезут пополнение. Уже стало недоброй традицией отправлять на "самые дальние наши острова", мягко говоря, не самых законопослушных защитников Родины.
Курильчане до сих пор помнят трагические события, которые несколько лет назад произошли неподалеку - на острове Танфильева. Тогда несколько солдат перестреляли собственную погранзаставу и сбили вертолет. Неизвестно, чем бы все тогда закончилось, будь на острове гражданское население. А возникают такие кровавые драмы не на пустом месте. Дело в том, что комплектование частей, расположенных на Курильских островах, происходит по остаточному принципу - ранее судимыми и выходцами из северо-кавказского региона. Отсутствие на острове военных судебных органов и контроля со стороны отцов - командиров и порождает настоящий беспредел.
- Мы пересмотрели подход к комплектованию личного состава части. На Кунашир теперь будут направлены лучшие офицеры Дальневосточного военного округа. И лучшие солдаты. Значительно снизим процент выходцев с Северного Кавказа, - заверил местные власти заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по воспитательной работе полковник Сергей Полетучий, посетивший недавно Кунашир. - Решается вопрос о восстановлении в гарнизоне гауптвахты для содержания военнослужащих, совершивших правонарушения и преступления.
Хватит ли этих мер для того, чтобы жители острова перестали шарахаться от людей в российской военной форме? Недавно глава местной администрации Игорь Коваль задал такой вопрос полковнику Кучинскому, срочно примчавшемуся из Москвы, чтобы проверить факты, изложенные в письме на имя министра обороны. Да только знает ли ответ тот полковник?
КОММЕНТАРИЙ "ТРУДА"
Противоречия в области межнациональных отношений в армии замалчивались еще в советские времена. Хотя было бы странно, если бы в стране такая проблема все обострялась, а в Вооруженных силах стояли бы тишь да гладь. Не было и тогда никакой глади. Угроза выглядела вполне реальной. Во всяком случае, не меньшей, чем так называемая дедовщина. Бывший военком тогда еще Чечено-Ингушской автономной республики полковник в отставке Вадим Кузнецов рассказывал одному из нас, как в астраханских степях в 70-е годы власти были вынуждены остановить эшелон с взбунтовавшимися призывниками из этого региона. Поезд окружил полк внутренних войск. И военное командование потом разбрасывало этих призывников по разным подразделениям, чтобы в роте оказалось не больше двух-трех пассажиров того эшелона.
То, что "деды" в армии бьют "духов", то есть молодых, - об этом уже писано-переписано. А вот о том, что в некоторых казармах держат власть не офицеры, а землячества, сложившиеся по национальному признаку, что-то не приходилось услышать ни на одном высоком служебном совещании за последние десять - двадцать лет. Как будто нет проблемы. А проблема есть. Застарелая. Очень крупный конфликт между выходцами с Кавказа произошел в 2004 году в одной из частей, дислоцирующихся в пригороде Воронежа. 150 студентов из Воронежского госуниверситета отправились туда на военные сборы. Одновременно в полк прибыло пополнение - 50 новобранцев из Дагестана. Случилась массовая драка, в которой победителями вышли "дети гор".
И какой же вывод? Не будем огульно обвинять призывников с Кавказа в патологической неприязни к братьям-славянам. Но и командованию, наверное, надо думать о методах комплектования подразделений и частей. В том числе и об их командирах. Разве трудно понять, каково им приходится, если треть роты из числа выходцев с Кавказа отказывается идти в наряд по кухне, убираться в казарме - мол, не мужская это работа?
Конфликты такого рода "разъедают" взводы и роты гораздо быстрее, чем столкновения солдат-первогодков и "дедов". Поэтому попытки командования Дальневосточного военного округа и военной прокуратуры представить инцидент как мелкое казарменное хулиганство вызывают по меньшей мере недоумение. Просто так внезапно почти сотню солдат-срочников с острова Кунашир на остров Итуруп не перебрасывают. Дорого и хлопотно. И даже человеку непосвященному понятно, в силу каких причин надо было срочно переформировывать эту воинскую часть. О причинах мы теперь знаем.
ЗВОНОК В ПРОКУРАТУРУ
Светлана УСТИНОВА, помощник прокурора Дальневосточного военного округа:
- Еще не закончилось предварительное следствие, поэтому о подробностях случившегося на острове Кунашир пока говорить не вправе. Могу лишь сообщить, что инцидент мы не рассматриваем как массовую драку. Да, было нападение солдат на офицеров, в результате возбуждено уголовное дело по ст. 334 УК РФ "Насильственные действия в отношении начальника". По нему проходят два солдата-срочника, которые подозреваются в том, что были зачинщиками конфликта. Пока в материалах дела нет данных, что инцидент произошел на национальной почве. Он связан исключительно с нарушением воинской дисциплины.