Московские аэропорты «Внуково» и «Шереметьево» ввели строжайший запрет на пронос в самолеты любых жидкостей, в число которых входят лекарственные препараты, средства личной гигиены, косметика, детское питание, гели и аэрозоли, а также текучие «творческие» предметы: краски, клей, грунты и даже театральный грим.
Все это пассажирам придется теперь сдавать в багаж, надеясь на то, что хрупкие вещи доедут до пункта назначения в целости и сохранности. Причиной таких мер, как объяснили в руководстве аэропортов, явилось предписание Росавиации, поступившее в воздушные гавани в середине новогодних каникул. Ограничения связаны с необходимостью всеми силами обеспечить безопасность сочинской Олимпиады, так что спустя некоторое время после ее завершения, к середине марта, запрет обещают снять.
Некоторые эксперты уже высказали мнение, что если правоохранители боятся возможности провоза взрывчатых веществ, которые террористы могут выдать за дезодоранты или детское питание, – то достаточно было установить возле терминалов специальные сканеры, выявляющие потенциальную взрывчатку. Такое оборудование уже используется в европейских аэропортах. Однако российским службам безопасности, по обыкновению, оказалось удобнее перестраховаться и ввести тотальный запрет.
«Лучше перебдеть»
Теперь людям, страдающим астмой, диабетом и прочими хроническими заболеваниями, которые не могут остаться без лекарств даже на несколько часов, поскольку это создает угрозу для их жизни, – придется перед посадкой предъявлять сотрудникам аэропортов справки из медучреждений и рецепты на свои препараты.
До сих пор, – не преминули отметить обозреватели, – Росавиация не усматривала никакой «террористической угрозы» в бутылках воды и прочих флаконах и емкостях, объем которых не превышал 100 миллиграммов. О том же, чтобы запретить медицинские препараты и средства гигиены, не шло и речи.
Тем не менее, сейчас российские власти решили пойти по стопам Евросоюза, где в 2006 году были введены аналогичные меры безопасности в аэропортах. Произошло это, после того, как были арестованы террористы, намеревавшиеся взорвать лайнер при помощи «жидких бомб».
Однако европейцы выразили колоссальное возмущение по поводу запретов. В итоге руководству авиагаваней пришлось срочно заказывать разработку и внедрение специальных сканеров, умеющих определять состав жидкостей.
Российские авиапассажиры тоже возмущены: только за 8 января к руководству «Внуково» и «Шереметьево» через соцсети обратились несколько сотен человек, которые из-за новых правил лишились части ручной клади. Однако россиянам в этом плане мало что светит, кроме обещаний «скорого» снятия запретов. Оба аэропорта рассчитывают избавиться от ограничений до 21 марта.
Тем временем еще один столичный аэропорт, «Домодедово», пока не подтвердил ведения аналогичного запрета. В прежнем режиме пока продолжают работать и региональные воздушные гавани, в том числе и в самом Сочи. Однако, по мнению представителей аэропортов, в ближайшее время им все-таки придется присоединиться к выполнению инициативы Росавиации.
«Олимпийское» положение
Параллельно, с 8 января, в Сочи вступили в силу особые правила, которые опять-таки, по заверению властей, должны обеспечивать безопасность гостей и жителей города.
Въезд в олимпийскую столицу иногороднего транспорта теперь запрещен. Митинги, шествия и публичные акции, в соответствии с президентским указом, можно проводить лишь после согласования с местными властями и стражами порядка.
Также до 17 апреля на сочинских дорогах будет действовать специальная «олимпийская» разметка. Жителям города запрещено выезжать на личном транспорте на полосы, выделенные специально под проезд олимпийского транспорта. За нарушение этого правила водителям грозит штраф в 3–5 тысяч рублей.
Что касается непосредственно обеспечения безопасности гостей и участников Игр, то, как сообщил журналистам глава российского МЧС Владимир Пучков, личный состав спасательной службы уже переведен в состояние боевого дежурства. «Будут прикрыты все объекты, задействована система космического мониторинга. Все вопросы безопасности зимней Олимпиады решаются на самом высоком мировом уровне», – заявил глава ведомства.
Также в четверг, 9 января стало известно, что возможно, жители Северного Кавказа, самого «террористически опасного» региона России, не получат возможности поболеть за олимпийцев вживую. В частности, совет безопасности Ингушетии уже обратился к жителям республики с рекомендацией воздержаться от поездок Сочи, да и вообще на Кубань – «без крайней необходимости».
«Автоматы наизготовку в городе-призраке»
Беспрецедентные и, по мнению многих независимых экспертов, во многом излишние меры безопасности уже стали поводом для громкого обсуждения на международном уровне. Так, чемпионка по горным лыжам, итальянка Федерика Бриньоне недавно прокомментировала газете La Repubblica свои ощущения от поездки в столицу будущей Олимпиады.
«Боюсь, что это будут очень грустные Игры, – заявила спортсменка. – Два года назад я была в Сочи на Кубке мира. Я вернулась расстроенной. Через каждый метр дороги у нас проверяли паспорта. Это было навязчивой идеей и не давало сконцентрироваться на соревнованиях. Перед отъездом мы спустились на фуникулере, внизу нас ожидали вооруженные охранники с автоматами наизготовку».
По мнению Бриньоне, произошедшие недавно теракты в Волгограде и Пятигорске приведут к тому, что меры безопасности, от которых в городе и без того «не продохнуть», станут еще невыносимее. «Я не одна так думаю; почти все мы, спортсмены, а также техники, спонсоры, журналисты, мы хотели настоящей Олимпиады, а не этой, которая будет проходить в бронированном нечто.
Сочи - это антипод того, каким должен быть олимпийский город. Это должно быть местом, где спортсмены встречаются, обмениваются мнением, братаются. Где можно пойти познакомиться с городом и теми, кто в нем живет, посмотреть в лицо и попить кофе с тем, кто приехал на Игры с такой же, как ты, целью: разделить красоту спорта. Не надо быть спортсменом и не надо иметь привилегию поехать на Олимпиаду, чтобы оставаться закрытыми в своей норе и в самом себе», – заявила итальянская горнолыжница.