В Госдуме хотят разрешить гражданам не оплачивать счета коммунальных компаний за то время, когда услуги не только не оказывались, но и оказывались некачественно. Сейчас такая практика распространяется только на период, когда в доме централизованно отключают воду или тепло. Если же закон будет принят, то на рынке ЖКХ произойдет революция.
Поясню на личном примере. Прошлая зима у меня и соседей прошла в перманентном противостоянии с коммунальщиками. Инженеры из ГБУ «Жилищник» ходили в наш подъезд как на работу, но толку не было. По действующим правилам вода в системе горячего водоснабжения многоквартирных домов должна иметь температуру на входе не выше 75 и не ниже 60 градусов. А в стояках нашего подъезда она была едва теплой. Квартиры 16-го этажа едва имели в красных кранах 52-53 градуса, к 6-му этажу в «горячей» трубе оставалось 47-48 градусов, а до первого этажа доходило чуть больше 40. В боданиях с коммунальщиками выяснилось, что температура горячей воды не дотягивает до 60 градусов уже на вводе в дом. Причем наша многоэтажка не уникальна, дефицит кипятка испытывал весь микрорайон. Чем не основание для перерасчета платежек? Но нет, всему дому продолжили выставлять счета за теплую воду как за горячую...
Так вот, такой фокус теперь может обернуться для коммунальщиков многомиллионными потерями. Депутаты Госдумы, идя навстречу квартиросъемщикам в подобных ситуациях, хотят ужесточить ответственность коммунальщиков. В настоящее время эта система недружественна к жильцам: отказаться от оплаты чего бы то ни было можно, только написав заявление и только за те дни, когда услуга не оказывалась вовсе. Если воды в трубах и тепла в батареях по вине поставщика услуг не было два дня, то и перерасчет сделают соответствующий. Учитывая заявительный характер процедуры, коммунальщиков это нисколько не пугает, а у людей отбивает всякое желание тратить свое время ради 100-150 рублей экономии.
Если же новый закон будет принят, ресурсоснабжающие организации окажутся перед простым выбором: или качественная работа, или большие убытки. И аварии им придется устранять в жестко отведенные на это СНиПами сроки. Например, для воды и газа это 4 часа, для отопления — 8. В противном случае над поставщиками услуг нависнет реальная угроза разорения.
При этом им самим придется внимательно следить за качеством своих услуг. По новым правилам жильцы получат право отказаться от оплаты квитанций даже в том случае, если холодная вода бесперебойно поступала в дом, но два дня из 30 была грязной или имела неприятный посторонний запах. Аналогичная ситуация и с горячим водоснабжением. Температура не дотягивает до нормативных показателей? По квитанциям можно не платить.
Разумеется, все нарушения должны быть соответствующим образом оформлены, и жильцам, скорее всего, придется доказывать (в том числе и в суде), что снижение качества оказания услуг произошло именно по вине коммунальщиков. Если же сделать этого не удастся, придется довольствоваться тем качеством услуг, которое есть, или проводить в доме капитальный ремонт, что страшнее пожара...
Ну а пока будем следить за судьбой законопроекта об «узаконенных неплатежах».