Российские специалисты готовят пусковую платформу «Морской старт» к переводу из американского порта Лонг-Бич в Калифорнии на Дальний Восток. Об этом журналистам сообщили источники в российской ракетно-космической отрасли.
Решение принято из-за того, что проводить пуски с уникальной платформы, пока она остается в США, невозможно, а российская сторона заинтересована в ее эксплуатации.
Проблемный проект
«Морской старт» создавался совместными усилиями американской компании Boeing, российской ракетно-космической корпорации «Энергия» и норвежского судостроительного предприятия Kvaerner при участии украинского конструкторского бюро «Южное» и производственного объединения «Южмаш». После банкротства копании-оператора и серии реорганизаций права собственности на комплекс получила российская компания S7 Space.
Изначально «Морской старт» был сертифицирован для использования украинских ракет «Зенит 3SL», специально адаптированных для морских пусков. Идя состояла в том, чтобы использовать мощный носитель и стартовый стол, который можно расположить на вблизи экватора, и тем самым максимально использовать центробежную силу (которая возникает из-за вращения Земли) для выведения полезной нагрузки на орбиту. Однако из-за финансовых и организационных проблем использовать многообещающую схему в полном масштабе так и не удалось.
Последний пуск состоялся в 2014 году. Последовавшее за этим ухудшение российско-украинских отношений и вовсе поставило крест на развитии проекта. В марте нынешнего года компания S7 Space аннулировала заказ на 12 «Зенитов», соглашение на производство которых было подписано в 2017-м.
Калифорния, до свидания
Отказ от использования украинских ракет лишил смысла и пребывание комплекса в американском порту. «Морской старт» имеет разрешение только на пуски украинских ракет, а это значит, что использование российских аналогов потребует подписания нового соглашения. При этом, даже если американская сторона пойдет навстречу и не станет чинить препятствий, от российских компаний потребуется передать американским контролирующим организациям техническую документацию по новому носителю. А на это не пойдет уже Россия.
«Единственным выходом остается перебазирование «Морского старта» на российскую территорию», – сообщил РИА «Новости» источник в ракетно-космической отрасли.
Впрочем, даже на этом направлении могут возникнуть непредвиденные препятствия, полагают некоторые обозреватели. Дело в том, что для ухода из калифорнийского порта морская платформа и командное судно должны получить разрешение Госдепа США, а американское дипломатическое ведомство последнее время не гнушается даже саботажем работы ООН, отказывая во въездных визах российским дипломатам.
Тем не менее, подготовительные работы идут полным ходом. К настоящему времени с пусковой платформы уже сняты американский блок управления и связи и украинское оборудование, предназначенное для обслуживания «Зенита».
Подрезать Илона Маска
Вопрос о новом месте дислокации платформы пока не решен. Комплекс может быть размещен во Владивостоке, Советской Гавани, в Крыму или во Вьетнаме. В группе компаний S7 и ее космическом подразделении S7 Space от комментариев пока воздерживаются; не порадовали журналистов информацией и в пресс-службе Роскосмоса.
Однако, в принципе, довольно очевидно, что проблема российских портов состоит в их географическом расположении. Дело в том, что все они размещены в высоких и средних широтах, а потому использовать момент вращения планеты для повышения КПД ракеты при старте из их акваторий просто не получится. Самым перспективным выглядит размещение комплекса в одной из южноазиатских стран.
Впрочем, вопрос выбора новой базы для «Морского старта» выглядит не самым интригующим в этой истории. Куда более значимым для российской космонавтики может стать создание новой ракеты. Предполагается, что ею может стать «Союз-5 Light» – глубоко модернизированная ракета «Союз-5». Ранее глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщал, что эта ракета будет многоразовой.
Успех этого проекта будет означать, что Россия нивелирует пятнадцатилетнее отставание от американцев в развитии возвращаемых носителей и, возможно, сохранит за собой значительную долю мирового рынка пусковых услуг.