В мадридскую больницу «Карлос III» попала еще одна женщина, у которой подозревают лихорадку Эбола. Она также работала медсестрой, и вместе со своей коллегой Марией Терезой Ромеро, у которой уже диагностировано заражение, участвовала в транспортировке на родину из Африки священников Мигеля Пахареса и Мануэля Гарсии Вьехо. Оба священнослужителя «подхватили» Эболу в Сьерра-Леоне, и впоследствии скончались.
Пока, по словам медиков, у женщины наблюдается лишь незначительное повышение температуры. Это не является признаком заболевания; тем не менее, специалисты решили на всякий случай ее изолировать.
Также, «на всякий случай», власти хотят усыпить собаку Марии Терезы, у которой заболевание уже подтвердилось. Свое намерение они аргументируют якобы имеющимися научными данными о том, что собаки могут становиться переносчиками болезни. Родственники женщины не согласны убивать животное: они просят поместить пса в карантин и требуют, чтобы вопрос был решен через суд. «Может, они и меня решат принести в жертву, на всякий случай?» - язвительно осведомился муж Марии.
Европейские медики, как могут, стараются обезопасить общество от распространения инфекции. Тем не менее, руководство Всемирной организации здравоохранения уже признало: появление на нашем континенте все новых случаев Эболы является неизбежным.
Перелетный вирус
По словам регионального директора ВОЗ в Европе Жужжаны Якаб, сейчас под непосредственной угрозой находятся Франция и Великобритания. Риск, что лихорадка в ближайшие недели доберется до родины Дюма, составляет 75%; угроза для туманного Альбиона пока оценивается в 50%. Такие данные специалисты называют с учетом анализа авиамаршрутов. По мнению медиков, в обоих странах вирус может появиться уже к 24 октября.
Будет распространяться Эбола и по Испании, - прогнозируют врачи. Следующими на очереди называют Бельгию и Швейцарию. И это несмотря на то, что страны Западной Европы в плане защиты от эпидемий являются одними из самых подготовленных в мире.
На данный момент официальный список ВОЗ содержит данные о 7178 инфицированных людях. Большинство из них – жители африканских стран. Число жертв Эболы также постепенно растет: умершими числятся уже 3338 человек. При этом ученые отмечают, что смертность от вируса в ходе нынешней эпидемии ниже, чем это было до сих пор: обычно коварная лихорадка убивает до 90% заболевших.
Не Эбола, а Эбóла
Откуда вообще взялась эта болезнь? Впервые этот вид лихорадки был описан в 1976 году: тогда им заразились 318 жителей Конго. 280 из них скончались. Все заболевшие проживали вдоль берегов реки Эбóла. Ударение в ее названии ставится на второй слог, так что и названную в честь нее болезнь правильнее называть так же, - отмечают ученые.
С тех пор вспышки лихорадки происходили в мире 30 раз. За то, что рано или поздно эпидемия стихает, следует сказать «спасибо» убийственной силе Эболы: большинство носителей болезни умирают, и цепочка заражений прерывается.
Тем не менее, совсем вирус не исчезает. Исследовав африканскую фауну, ученые пришли к выводу, что его переносчиками являются летучие мыши. Им Эбола не причиняет вреда, а вот обезьян и других животных убивает, так же, как и людей. В Западной Африке летучих мышей часто употребляют в пищу – сушеными, копчеными. Так что вирусу не приходится долго ждать, чтобы попасть в организм человека.
Эбола считается чрезвычайно заразной: из ста людей, контактировавших с носителем вируса, заболевают 95. Однако контактом в данном случае может считаться лишь взаимодействие непосредственно с жидкостями организма: кровью, слюной, мочой, спермой. Их частицы должны попасть на слизистые следующей «жертвы». В этом плане у европейцев, живущих в странах с развитой личной гигиеной, в разы больше шансов уберечься от вируса, чем у африканцев, страдающих не только от антисанитарии, но еще и от специфических традиций, например, обязанности непременно целовать покойника при погребении.
Многие задаются вопросом: если об Эболе известно уже несколько десятилетий, почему ученые не разработали от нее вакцину? На самом деле, работы по созданию противовирусных препаратов велись; однако как следует опробовать их врачи пока не успевали: большая часть заболевших умирала до того, как медики могли оценить результативность лечения. К тому же, из-за чрезвычайной заразности вируса работать приходилось лишь в специально оборудованных безопасных лабораториях, а таких центров в мире насчитывается всего несколько. Наконец, поскольку общее число погибших от Эболы считалось до сих пор не таким уж большим, в сравнении, к примеру, с малярией, то власти не слишком охотно выделяли средства на разработку вакцин.
Тем не менее, несколько экспериментальных препаратов создано, и ВОЗ разрешила пользоваться ими, несмотря на то, что для окончательной проверки их безопасности требуются дополнительные испытания. Одно из этих лекарств называется Brincidofovir, и применяется сейчас в Африке и Соединенных Штатах, где врачи пытаются спасти жизнь тележурналисту Ашоке Мукпо, заразившемуся в Африке, и гражданину Либерии Томасу Дункану, приехавшему в гости к родственникам в Техас. Дункан пока находится в критическом состоянии, он не может сам дышать и подключен к аппарату искусственной вентиляции легких.